Режиссёр: Крис Уайтц В ролях: Дакота Блю Ричардс, Дэниел Крейг, Николь Кидман, Сэм Эллиотт, Ева Грин Продолжительность – 114 м
В подобных случаях всегда интересно – в какой же конкретно момент всё полетело к чёрту? Где случился этот переход от хорошего к полной его противоположности, кто щёлкнул незримым творческим выключателем, превратившим удивительную, глубокую и неоднозначную сказку в бездушную рисованную махину стоимостью во много-много денег? Особенно занимательно, что речь идёт о книге, в которой злодейская организация лишала детей души – и когда автор экранизации проделывает со всей историей ровно тот же самый манёвр, в этом есть какая-то печальная ирония.
Вообще, перенесение на экран трилогии Филиппа Пуллмана «Темные начала», одной из величайших вещей, что случилась с детско-фэнтезийной литературой 21-го века, казалось манёвром не только неизбежным, но даже в какой-то степени желанным. Неизбежным, потому что крестовый поход киностудий за гигантским баблом с гордым именем очередной сказки на щите давно перешёл по масштабам все разумные пределы, так что у очередной популярной в массах сказочной трилогии попросту не было шанса остаться в стороне. Ничего удивительного в этом, в общем, нет, особенно принимая во внимание то, какие фильмы сидят на самой верхушке списка самых кассовых фильмов всех времён и народов – «Властелин колец», «Пираты», «Поттер», «Поттер», снова «Пираты», «Шрек такой», «Шрек сякой», ещё «Поттер», ещё «Властелин колец». Желанным же в экранизации Пуллмана было то, что его детальный, ни на что не похожий мир мог бы стать отличной альтернативой уже прекрасно знакомому «Гарри Поттеру» и упрощенно-добропорядочным «Хроникам Нарнии». Там заметно мрачнее, хотя и хватает собственного волшебства, там убивают детей и положительных главных героев, и в целом происходит масса вещей, восхитительно неуместных в мире современной стерильной киносказки.
Так вот – ничего этого в «Золотом компасе» вы не увидите. Режиссер и сценарист Крис Уайтц поступил с первой книгой из трилогии Пуллмана предельно простым (и тупым) способом – торопливо, скороговоркой оттарабанил все основные сюжетные узлы, недрогнувшей рукой выкинув за борт не только какие-то подводные камни самой книги, но и банальные мотивации персонажей, и залил сверху толстым-толстым слоем дорогущих спецэффектов. Вместо постепенного, одним лакомым кусочком за другим открытия зрителем незнакомого удивительного мира – торопливое проговаривание диспозиции в закадровом прологе. Вместо полнокровных персонажей – схематичные конструкты, которые появляются, говорят реплики, исполняют нужную функцию, исчезают. Скажем, Ева Грин в роли предводительницы ведьм появляется ровно три раза за фильм. У Крейга чуть больше появлений – притом, что он, вообще-то, один из главных героев.
Единственное, что есть хорошего в «Золотом компасе» – это феноменальная дебютантка Дакота Блю Ричардс, исполняющая главную роль с поистине удивительной для 12-летней девочки смесью уверенности и харизмы, и отменно прорисованные бронированные медведи (во время визита девочки к медведям фильм оживает практически единственный раз). Всё остальное – неровно, нелепо, непонятно, непродуманно, недоделано. И просто очень, очень плохо.
Вердикт Кочерыжкина – со всех сторон провальная экранизация отличной книжки. (Выражаясь проще – Криса Уайтца на мыло!).