Главная
>
Статьи
>
«Враг государства № 1: Легенда» / “L’ennemi de Public # 1”

«Враг государства № 1: Легенда» / “L’ennemi de Public # 1”

18.12.2008
7

Режиссер — Жан-Франсуа РишеВраг государства № 1: Легенда
В ролях: Венсан Кассель, Людивин Санье, Маттье Амальрик, Жерар Ланван, Оливье Гурме
Продолжительность — 130 м

Приятная новость — все предположения, высказанные в прошлый раз, теперь подтвердились. Продолжение истории самого знаменитого преступника в истории Франции Жака Мерина вышло намного увесистее, увлекательнее и мощнее первой части. И на длинной дистанции стало ещё лучше видно, какой любопытный и сложный замысел осуществил в этом фильме режиссер Жан-Франсуа Рише.

Всем тем, кому хотелось бы видеть в Мерине этакого национального героя, благородного бандита-революционера с кодексом чести, пытавшегося выступать против системы, Рише, устами самого же Мерина, отвечает — «В криминальном мире нет героев, есть только люди, когда-то переступившие закон, и всё». Может показаться, что это несколько странноватый вывод для четырёхчасового полотна, полностью посвященного как раз такому переступившему закон. Но в том-то и хитрость Рише, что история Мерина интересует его не только сама по себе, но и как возможность вступить в полемику и с глянцевыми кинобиографиями из серии «Жизнь замечательных людей», и с романтическими гангстерскими эпосами. Причём полемика эта достигается предельно простым приёмом — Рише вставляет в фильм только факты, позволяя событиям жизни Мерина говорить самим за себя.

Мы видим, как дерзко и блистательно он сбегает из-под стражи прямиком из зала суда — и как чуть ли не на следующем ограблении глупейшим образом подставляется из-за краденой машины. Вот Мерин выделывается перед благодушно настроенной журналисткой «Пари Матч» и радостно позирует фотографу — а вот он устраивает мучительную ритуальную экзекуцию её коллеге из газетёнки поменьше только за то, что тот посмел написать о нём гадость. И всё это разворачивается в филигранно выдержанном формате криминальной хроники 70-х.

Рише при этом вовсе не тыкает носом, мол, вот ваш герой, смотрите, любуйтесь — он скорее высказывается в подчеркнуто отстраненном формате, типа «жил один человек, любил очень арбузы»; и эта отстраненность работает, пожалуй, намного мощнее, чем любые криминальные романсы о благородном герое.

К тому же Рише удаётся ещё один очень любопытный ход — бандитская жизнь в его фильме предстаёт штукой довольно-таки однообразной. Вроде и другой банк, и свежие морды подельников рядом, но опять пальба, опять копы на хвосте, опять уходить чёрт-те как — и даже если в этот раз обошлось, то непременно наступит момент, когда кончатся деньги, и надо будет опять куда-то влезать. С жанровой точки зрения, впрочем, даже эта однообразность выполнена очень грамотно — Рише цепко держит ритм, раскручивая фильм уверенно и сильно, а под занавес выдаёт и вовсе почти грандиозное переосмысление той сцены, с которой начинался первый фильм.

На выходе получается довольно удивительная штука — выдержанный по всем правилам криминальный фильм, в котором нам тихонечко и незаметно предлагают взглянуть на привычного героя подобных фильмов немножко другими глазами. Очень тонкая и нестандартная работа. Высший класс.

Вердикт Кочерыжкина — вторая часть криминального эпоса о главном бандите Франции — мощная и довольно безжалостная к своему главному герою.

 

 

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать