Режиссер — Том Тиквер
В ролях: Клайв Оуэн, Наоми Уоттс, Армин Мюллер-Шталь, Джеймс Ребхорн, Ульрих Томсен, Брайан Ф. О’Бирн
Продолжительность — 118 м
Найти момент удачнее (или наоборот) для выпуска фильма о злодейских банках было бы, наверное, сложно. Мировой финансовый кризис, долбящий по нам из каждого телевизора уже который месяц, заметно добавляет фильму Тома Тиквера «Интернэшнел» некоторой зловещей иронии — которой в нём автором не очень-то предполагалось. А вот насколько уместной эта ирония покажется зрителю — уже каждому придётся индивидуально решать во время просмотра.
Кстати, что предполагалось, а чего не предполагалось Тиквером в этой истории — вообще вопрос чрезвычайно занятный. В сюжете о том, как один хороший, хотя и перманентно помятый агент Интерпола (Оуэн) вместе с одной хорошей прокуроршей-блондинкой (Уоттс) пытается без особого успеха прижать к ногтю один злодейский банк и через это теряет сон, покой, человеческий облик и даже немножечко разум, режиссер, похоже, в первую очередь, видит благодатную возможность вступить в полемику с параноидальными триллерами 70-х годов. Тогда истории об упорных одиночках, готовых продолжать бодаться с системой даже ценой утраты друзей, близких, собственного достоинства и репутации, были в большом почёте — и имели привычку заканчиваться довольно трагично. Эта благородная форма частенько интересует режиссеров современности (см., например, «Мюнхен» Спилберга, или «Переводчицу» покойного Сиднея Поллака) — вот не устоял и Тиквер. Причём в первую очередь его, судя по всему, захватила формальная сторона -льдистая отстраненность интонации, строгость линий административных зданий, давящих своей массивной элегантностью на крошечных героев, приглушенные цвета, будто с трудом пробивающиеся сквозь дождливую дымку вечной паранойи. Оттуда же Тиквер перехватил и общую неторопливость повествования — энергия внутри фильма не столько бьёт ключом, сколько тихонько и угрожающе пульсирует.
С другой стороны, «Интернэшнел» явно пытался вклиниться в другую, не менее благородную жанровую традицию — к шпионскому кино про международные заговоры. Герой Оуэна тут мотается из Берлина в Милан, из Милана в Люксембург, оттуда в Нью-Йорк, а потом в Турцию. От этого фильм периодически превращается в горделивый парад мест съемок — камера порхает над зданиями и мостами, демонстрируя нам проспекты, площади и реальные достопримечательности с плохо скрываемым самодовольством. В центральной, чрезвычайно ударной сцене, герои фильма и вовсе разносят из автоматов знаменитый музей Гуггенхайма — уверен, искусствоведам и просто энтузиастам искусства эти огнестрельные минуты доставят немало удовольствия.
Временами, правда, от этого архитектурного великолепия начинает казаться, что здания, интерьеры и стратегически размещенный свет интересуют Тиквера куда больше, чем сложносочиненные перипетии сюжета или его собственные герои — и это, конечно, отчасти так и есть. Тут прячется любопытная закавыка — режиссеру не то чтобы совсем наплевать на интригу собственного фильма; скорее, он пытается её пересказать с позиции не логика, но мечтателя. В его детективе ключевые роли играют не логические построения или вовремя применённая дедукция, а неожиданные совпадения и крошечные непредсказуемости бытия. Грубо говоря, «Интернэшнл» получился скорее не про тотальный заговор, а про некоторое хрупкое равновесие между человеком и миром. Здесь, с одной стороны, тщательно спланированный и расписанный по секундам гениальный план может полететь к чёрту из-за одного случайного отражения в витрине. Но, в то же время, можно разгадать сложнейшую загадку, если вовремя посмотреть в дырочку от пули в стенке. Эта лёгкая блаженность взгляда — фирменная, кстати говоря, для Тиквера — престранным образом сочетается с циничным прагматизмом сценария, но на выходе получается скорее здорово, нежели нет.
Вердикт Кочерыжкина — довольно элегантное упражнение в жанре архитектурно- изобразительного триллера с заговором от главного немецкого мечтателя.