Режиссеры — Питер Доктер, Боб Робертсон
В оригинале роли озвучивали: Эдвард Аснер, Джордан Нагай, Кристофер Пламмер, Боб Питерсон, Делрой Линдо. С нашей стороны отдувался за всех Армен Джигарханян
Продолжительность — 96 м
Это уже что-то вроде традиции для кинокритиков — раз в год мучительно подыскивать новый способ пропеть дифирамбы очередному творению студии «Пиксар». Пора уже, что ли, выработать какую-нибудь простейшую схему — начинать сразу с решительного «Да», если они снова выстрелили прямиком в стратосферу, или с чего-нибудь другого, если вдруг не вышло. В такой системе координат о «Вверх» нужно сказать только одно — Да. Конечно.
По «Вверх», точно так же, как и по прошлогоднему «ВАЛЛ-И», отчётливо видно, как стремительно «Пиксаровские» гении вырастают из коротких штанишек разноцветного кино для десятилеток. Комические космические приключения влюбленного робота в «ВАЛЛ-И» неожиданно оказывались прикрытием для непривычно жесткой потребительской антиутопии. Оптимистичная на первый взгляд сага 78-летнего Карла Фредриксона, улетевшего накануне выселения вместе с домом в Южную Америку на куче воздушных шариков, обернулась грустной и мудрой историей о том, что жизнь проходит в один миг, и ничего с этим не сделать. Когда они в прологе дают всю историю совместной жизни Карла с женой в какие-то три минуты, это уже драма такого высокого полёта, что комок сам собой встаёт в горле. Понятно, что полностью делать в таком режиме мультфильм, открывающийся логотипом компании «Уолт Дисней», было бы чем-то вроде самоубийства - и «Вверх» довольно шустро переключается в режим живописного приключенческого полотна в духе книжек с картинками о бесстрашных исследователях. Появляются джунгли и водопады, разноцветные птицы и говорящие собаки, темп взбивается и несется вскачь — но, к чести «Пиксара», вся эта задорная движуха ни разу не кажется компромиссом, навязанным сверху.
Очевидно, что и приключения не менее дороги сердцу создателей «Вверх», чем тема мимолётности жизни — все погони, прыжки в никуда и спасения в последние мгновения выполнены тут так, что зажмуриваешься местами совершенно по-честному. Но когда Карлу в то же время приходится полфильма таскать на себе собственный дом, болтающийся на постепенно сдувающихся шариках, и в нужный момент выкидывать из него всю любимую мебель — эта пусть нехитрая, но жутко действенная метафора всё-таки из фильма немного другого порядка, нежели простые приключения в джунглях для десятилеток. Да и встреча Карла со своим отражением — обезумевшим исследователем, чья жизнь также промчалась мимо него незаметно для него самого — тоже выводит «Вверх» уровнем, простите, выше. И та грация, с какой «пиксаровцы» сочетают детское и взрослое, развесёло-лихое и пронзительно-мудрое, вызывает одно, быть может, странноватое, но справедливое желание. Пусть им дадут, наконец, возможность сделать кино серьёзное, без необходимости оправдываться перед самыми маленькими. Есть подозрение, что это будет лучшее кино на свете.
Вердикт Кочерыжкина — ну вот, они опять.