Главная
>
Статьи
>
«Терминатор-4: Да придёт спаситель» / «Terminator Salvation»

«Терминатор-4: Да придёт спаситель» / «Terminator Salvation»

05.06.2009
25

Режиссер: МакДжи
 В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Антон Ельчин, Мун Бладгуд, Хелена Бонем-Картер
Продолжительность: 115 мин.«Терминатор-4: Да придёт спаситель» / «Terminator Salvation: The Future Begins»

Если принимать во внимание лишь то, что все 115 минут «Терминатора-4» на экране то и дело дерутся в рукопашную гады-роботы (ползучие, летающие, гоняющие) и три-пять человек в форме, то фильм можно было назвать как-нибудь иначе. Искусники-авторы успевают отвлечь тебя от самого главного, и лишь немногие замечают, что фильму чего-то не хватает…

Мессия Лос-Анджелеса 2018-го — 33-летний Джон Коннор, раздираемый чувством долга и справедливости, но неуклонно отстаивающий право человечества на жизнь. Возглавляющий Силы Сопротивления, Коннор обязан ликвидировать электронный мозг вражеской армии роботов Skynet. Гигантизм социальной сети, управляемой машинами, органично вписан в постапокалиптические пейзажи, напоминающие компьютерные игры (видно, Half Life не дает дизайнерам спать спокойно). И вроде всё как по маслу — и кнопку «выкл» у роботов нашли, и начальство доверяет, но вот просто так «бахнуть» всех разом не получается. Кайл Рис — юный повстанец и по совместительству отец Джона Коннора в будущем, захваченный терминаторами для дальнейшей киборгизации, должен жить. К тому же попутно встрявший в войну гибрид человека и киборга Маркус Райт провоцирует Коннора на экзистенциальные изыскания: что значит «быть человеком»?

Стремление режиссера, сценаристов и художников сделать фантастику наиболее реалистичной, возможно, и оправдывает кутерьму в кадре, невнятные романтичные линии, беременность жены Коннора и воинствующую немую девочку-негра. Для «правды» есть теперь и ржавчина, железяки, пыль, мусор. Роботы теперь не щеголяют никелированным хайтек-гламуром, а честно машут руками и сверкают красным глазом, только вот ни смысла, ни эффекта такой невежливый отказ от эстетики не прибавил. Не говоря о том, что коронный спецэффект фильма — древний и надёжный трюк с «падающим роялем», вовремя придавливающим очередного киборга. Одним словом, планету железяк мы уже в детстве посмотрели.

Ну а идея в чем, вы спросите? В том, ЧТО человека (или киборга) делает человеком. И это не плоть и кровь, а как бы сердце. Ну или в том, что в фильме про «Терминатора» можно обойтись и без «Терминатора». (Для особо дотошных и забывчивых: на 90-й минуте фильма ненадолго появляется трёхмерный Шварценеггер, гладкий и обнаженный.) Сдобрить его почти покадровыми цитатами из первых хитов сериала, бросить ключевые «I’ll be back» и «Come with me if you wanna live» и с чистой совестью сказать четвертой части «Hasta la vista». И как только уставший голос за кадром в финале выдыхает казенное «Это не конец», остается лишь надеяться, что в следующий раз да придёт Шварценеггер.

Покладисто отрабатывая бюджет, создатели вроде как забыли про публику (кто ни разу не зевнул — шаг вперед). Хотя, нет, публика, выросшая на «Робокопе» и первом «Терминаторе», в предписанных моментах всё же исправно грызла руки и нервно дергала коленом.

Диагноз: неловкая ода к человечности с двухминутным присутствием фантома Шварценеггера.

Ваш Веня Великанов

Мнение Сержа Кочерыжкина

 

Рекомендуем почитать