Главная
>
Статьи
>
Изгнанные «Сезоны»

Изгнанные «Сезоны»

08.10.2009
0

Театральный фестиваль «Норильские сезоны» переместился в Красноярск. В связи с вынужденным закрытием деятельности Фонда Михаила Прохорова в Норильске фестиваль будет носить недвусмысленную приставку «в изгнании». А со временем, как ожидается, несколько поменяется и концепция этого масштабного проекта.

Додин не приедет

Дельфин Эдан и Оливье Гран сами получили искреннее удовольствие от концертаХотя стержневая его идея — показать некогда норильской, а ныне красноярской публике и публике окрестных мест интересные и самобытные спектакли — сохранится, несмотря на любые видоизменения. В первых «Сезонах» норильчанам демонстрировали лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска». Но вскоре эти рамки организаторам показались тесными, и идейное содержание фестиваля стало варьироваться. Так, в прошлом году жители заполярного города могли посмотреть спектакли, в которых было представлено неожиданное прочтение классики. И в программу «Норильских сезонов» впервые за пять лет их существования тогда попал спектакль заполярной драмы — «Вишневый сад» А. Чехова в постановке Линаса Зайкаускаса.

В программе этого года впервые принимают участие зарубежные гости — организаторы хотели показать современный театр во всех его проявлениях. Правда, в связи с экстренным переносом места проведения фестиваля от привоза некоторых спектаклей, к сожалению, пришлось отказаться. В Красноярск не приедут ранее заявленные в «Норильских сезонах» «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда («Другой театр», Москва), «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина (МДТ, Санкт-Петербург) и нашумевшая на прошлой «Золотой маске» кукольная «Ленинградка» (театр-студия «КУБ», Санкт-Петербург). Но остальная часть программы не только сохранилась, но и дополнилась.

Пробный шар

Эти «Норильские сезоны» — шестые по счету и первые в Красноярске — для их организаторов пробный шар, попытка проверить: какие спектакли больше резонируют с запросами местных зрителей? Исходя из их пожеланий и будут проводиться все последующие фестивали.

Одно пожелание уже прозвучало — увидеть в Красноярске «Мастерскую Петра Фоменко». Идея совпала с давними намерениями фонда привезти этот знаменитый театр в краевой центр. А пока в программе нынешнего фестиваля можно будет увидеть две работы учеников Петра Наумовича — «Абсент» Ивана Поповски (Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой) и премьерные «Темные аллеи» по И. Бунину в постановке Олега Рыбкина (Красноярский театр им. Пушкина). Кстати, показ спектакля краевой драмы изначально в «Норильских сезонах» не планировался, театр в первый раз принимает участие в этом фестивале. Но, думается, не в последний.

Из гостей в Красноярске вскоре ожидается «Коляда-театр» из Екатеринбурга. В постановке руководителя театра Николая Коляды маленькие зрители смогут посмотреть сразу два спектакля — «Карлсон вернулся!» по А. Линдгрен и «Кот, дрозд и петушок» по мотивам русских народных сказок. Да и взрослым, думаю, будет любопытно увидеть детские постановки этого режиссера, известного своими необычными интерпретациями пьес Шекспира и Гоголя. К слову, в красноярской антрепризе пьесы самого Коляды пользуются стабильным спросом — в Доме актера по ним идет сразу несколько спектаклей.

Завершатся «Норильские сезоны» премьерой спектакля Заполярного театра драмы им. В. Маяковского «Мистификатор» в постановке Александра Исакова. В главной роли в этой авантюрной музыкальной трагикомедии — заслуженный артист России Сергей Ребрий.

Заводные галлы

Зарубежная программа «Норильских сезонов — 2009» представлена французскими театрами — в преддверии Года Франции в России. При содействии Французского культурного центра в Москве в минувшие выходные в Красноярске прошел «французский уик-энд». Маленькие зрители могли увидеть уникальный спектакль «Камушки» театра Sans Toit — одного из лучших кукольных театров Франции. Описать эту постановку довольно сложно — в ней нет слов, нет цельной истории, все выстроено на ассоциациях, которые возникают под живой аккомпанемент контрабаса. Но искренние эмоции, рождаемые этим спектаклем, радостные и грустные, понятны без лишних слов.

А железногорским поклонникам классической оперетты посчастливилось провести приятный вечер под исполнение произведений Жака Оффенбаха. Оперетты родоначальника этого жанра сегодня нечасто можно услышать на российской сцене. В первую очередь потому, что для их исполнения требуются сильные голоса и качественное владение ими — немногим театрам оперетты такое под силу, разве что оперным. Вот и у французских солистов, выступивших в Железногорске, за плечами солидный оперный багаж. Меццо-сопрано Дельфин Эдан пела Ольгу в «Евгении Онегине» и Мерседес в «Кармен», ее партнер баритон Оливье Гран — ведущие партии в «Лючии ди Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Богеме», «Турандот» и многих других операх на крупнейших сценах Европы. На концерте в Сибири оба подтвердили свое высокое мастерство. И не только вокальное, но и актерское: несмотря на то что концерт шел под рояль (аккомпанемент Сабин Ватен), выступление французских певцов было далеко от академичного. При безупречной вокальной технике оба нисколько не ограничивали себя в эмоциях — кокетничали, шалили, сами получали искреннее удовольствие от концерта — чисто по-оффенбаховски. И напоследок не отказались спеть на бис.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать