В Красноярске выросло новое поколение джазменов
В Красноярске состоялся XXX Международный музыкальный фестиваль «Джаз над Енисеем — 2010». Две главных новости юбилейного фестиваля: во-первых, джаз в Красноярском крае есть, и он неплохо развивается. А во-вторых, тон в джазовой музыке сейчас активно задает молодежь.
Бесспорный триумф
Последнее заметно проявилось не только в составе участников, но и в итоговом награждении — львиную долю призов (а всего их было на фестивале 26) взяли молодые музыканты. Причем больше половины лауреатских званий получили два красноярских коллектива — «Джем» и Joker Brass Band. Как заметил по этому поводу председатель жюри Владимир Василенко, ситуация — как в отечественном хоккее
Собственно, духовой костяк у обоих названных составов общий. Но в «Джеме» помимо труб, тромбонов и саксофонов есть также гитары и клавишные. И в итоге получается настоящий джаз-рок — свежий, сильный и оригинальный, с качественными аранжировками. Кстати, именно «Джем» и открыл конкурсную программу первого дня фестиваля. И, думаю, это было несколько непредусмотрительно со стороны организаторов — после столь незаурядного коллектива все последующие должны были быть как минимум не хуже.
Но в том-то и дело, что рядом с «Джемом» многие безнадежно проиграли. И прежде всего те, кого в Красноярске принято считать мэтрами джазовой сцены — «Красноярск брасс-квинтет» и «Мэйнстрим бэнд» с Вероникой Махотиной. Последние, правда, были отмечены как лучший ансамбль классического джазового состава и за сохранение стиля. Но на фоне сокрушительного успеха молодежи выглядело это не больше чем утешительным призом. Тем более что лучшей джазовой певицей фестиваля признана... Нет, не Вероника Махотина — награда у молодой томской вокалистки Полины Свиридовой. А открытием фестиваля стала солистка «Джема» Софья Герасименко. Девушка еще не окончила школу, и можно представить, какие у нее впереди перспективы при таком старте.
Из музыкантов старшего поколения по-настоящему запомнился только «Ваключев-квартет». А также саксофонист Игорь Устинов из «Мэйнстрим бэнда». Но он как солист безупречен в любом составе.
Музыканты-универсалы
Что еще показал фестиваль — не только в Красноярске, но и в других городах края, а также в ближайших территориях активно создаются студенческие джазовые коллективы. «Джаз над Енисеем — 2010» открыл для многих любителей джаза минусинский оркестр «Каскад» из краевого колледжа культуры, ансамбль Maya Projekt (некоторые его участники — студенты Красноярского колледжа искусств), неплохой сборный состав духовиков Красноярской академии музыки и театра под руководством Петра Казимира. Лауреаты фестиваля, духовой оркестр правительства Республики Тыва, появился семь лет назад на базе Кызыльского училища искусств, и основу его по-прежнему составляют выпускники училища.
Да и самая яркая звезда «Джаза над Енисеем» последних трех лет — красноярский трубач Александр Сорвин — тоже недавний студент. В этом году солист и бендлидер «Джема» и Joker Brass Band’а стал лауреатом фестиваля сразу в трех номинациях — как лучший трубач, аранжировщик и импровизатор. А от спонсоров, компании «Сибтайм», он получил в награду эксклюзивные часы Oris из ограниченной серии Bob Dilan.
Что отличает новую джазовую поросль — многие из них музыканты-универсалы, свободно играют не только джаз, но и классику, и рок. Например, лауреат фестивальной номинации «Лучшее инструментальное соло» Олег Братцев из трио «Аперитифф» — также контрабасист Красноярского симфонического оркестра. Пианист из этого же состава Андрей Бардин известен как классический органист. Солистка недавно образовавшегося коллектива Maya Projekt Валентина Медова очень любит испанскую музыку, и фламенко в ее исполнении можно будет услышать 25 апреля в «Нашем театре». А лучший музыкант-инструменталист «Джаза над Енисеем — 2010» трубач Антон Одинцов играет с Красноярским камерным оркестром музыку барокко. Не говоря уже об Александре Сорвине, который давно сотрудничает с рок-группой «Озоновый слой». При подобных тенденциях за музыкальное будущее Красноярска можно особенно не волноваться.
Власти джаз не признают?
Единственное, что несколько омрачает картину, — практически полное невнимание красноярских властей к джазовой музыке. Правда, с городской администрацией учредителям фестиваля, кажется, удалось найти общий язык. И, по предварительной договоренности, ожидается, что в следующем году в Красноярске пройдет джазовый фестиваль на открытом воздухе — по размаху не меньший, чем этнофестиваль «Саянское кольцо». Судя по тому, что за два дня «Джаз над Енисеем» посетили около тысячи слушателей, интерес новому фестивальному проекту обеспечен.
А вот с краевыми чиновниками у джазменов отсутствует взаимопонимание. Видимо, международный джазовый фестиваль, пусть даже и юбилейный, — событие недостаточно знаковое в их глазах. Иначе чем объяснить, что ни один представитель краевого минкульта не соизволил появиться на «Джазе над Енисеем»? И то, что, несмотря на юбилей, организаторам фестиваля пришлось платить аренду за площадку? Или все, что проводят независимые продюсеры, в глазах чиновников исключительно коммерческие проекты? Что ж, при столь явном пренебрежительном отношении наивно доказывать, что на джазе золотые горы не заработаешь, а сама музыка не имеет ничего общего с коммерцией. И что
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №15 (256)