В ролях: Рассел Кроу, Пол Беттани, Билли Бойд, Макс Пиркис
Собираясь смотреть этот фильм, я задавался вопросом, что получится, если скрестить «Гладиатора» и «Титаник»? Именно эти ленты всплывали в памяти после просмотра рекламы и прочтения аннотаций, поэтому готовился к худшему. К счастью, «Хозяин морей» оказался не похож ни на один, ни на другой из вышеназванных оскароносных шедевров. С «Титаником» его роднит разве что бассейн, в котором проходили съемки (и конечно, много, очень много воды на экране), а вопрос – почему авторы аннотаций приклеили к картине ярлык «морской «Гладиатор» – так и останется для меня не отвеченным (может из-за Рассела Кроу, но тогда любое кино с его участием можно называть каким-нибудь «Гладиатором»). Впрочем, мною уже неоднократно ставился под сомнение тот факт, что эта категория граждан хоть иногда смотрит те фильмы, на которые с их помощью пытаются заманить зрителя прокатчики.
Однако же вернусь к «Хозяину морей»: действие разворачивается в южных широтах в начале XIX века, когда невероятно далекая Европа почти полностью покорена Наполеоном, и только лишь гордая «королева морей» Британия противостоит натиску корсиканца. Перед капитаном корабля «Сюрприз» (он же «Внезапный») Джеком Обри поставлена задача: воспрепятствовать выходу в Тихий океан французского фрегата «Аршерон», который имеет значительное превосходство в скорости, вооружении и живой силе. Но капитан Джек Счастливчик и его доблестная команда, естественно, сделают все, для того чтобы внести свой вклад в победу правого дела. Кстати, их враги (сиречь французы) не проявляются на экране вплоть до самого финального сражения, то есть «Аршерон», конечно же, показывают, а вот его команду – нет. Стоит сказать, что в фильме отсутствует традиционное голливудское противостояние полярных характеров (героев и злодеев), нет мерзавцев и негодяев (храбрые противники английских моряков никак не могут быть отнесены к их числу).
Литературную основу картины составляют романы Патрика О'Брайана, известные по именам их главных героев – Обри и Мэтьюрина. Это двадцатитомная сага, которую многие называют лучшими историческими произведениями всех времён, впервые герои появились в книге О'Брайана «Master and Commander», но основная сюжетная линия для фильма взята из романа «The Far Side of the World» (десятая книга). На этой основе выстроен грандиозный спектакль, переносящий зрителя в просторы океана на два столетия назад. Надо отметить, что исторические детали воспроизведены чрезвычайно бережно.
Впечатляют визуальные образы, в съемках фильма участвовал реальный парусник «Роза», приобретенный «Twentieth Century Fox» и перестроенный специально для «роли» «Сюрприза». Судно представляло собой уникальную съемочную площадку, которая должна была соответствовать времени действия фильма и в то же время вмещать актёров, создателей фильма, съёмочную группу, гримёров, каскадёров и прочих специалистов, к тому же у "Розы" была и собственная команда. Второй "Сюрприз" - шестидесятитонная декорация – был построен за четыре месяца в огромном бассейне на «Fox Studios Baja» в Мексике (ранее там снимался «Титаник»). Кроме того, были изготовлены несколько миниатюрных моделей корабля, использовались компьютерные модели, разработанные компанией «Asylum». В общем, создатели фильма «шли на всё, чтобы добиться исторической правды», были учтены мельчайшие детали, каждый сантиметр корабля, вплоть до места расположения якорных цепей, был тщательно выверен.
Питером Уиром («Шоу Трумена») перед создателями спецэффектов была поставлена задача, сделать свою работу «невидимой», так чтобы «Хозяин морей» не выглядел как фильм, построенный на эффектах. Что им с блеском и удалось, глядя на экран, увлекаешься острыми моментами и получаешь наслаждение от этого зрелища, не задумываясь о том, на что были потрачены сто сорок миллионов долларов. Более всего поражает сцена шторма возле мыса Горн. Чтобы реалистично показать его силу и ярость, были использованы самые современные визуальные и впечатляющие физические эффекты, а также съёмки настоящего шторма (по утверждениям авторов – впервые в кино).
Но во главу угла в картине поставлены человеческие отношения, сюжет развивается от одной драматической ситуации к другой. Зрелище не заслоняет от зрителя героев и их переживаний. В центре стоят образы Счастливчика Джека Обри (Рассел Кроу) и доктора Стивена Мэтьюрина (Пол Беттани). Поскольку именно в дружбе этих притягивающих друг друга противоположностей и сокрыта главная идейная нагрузка и романов О'Брайана, и фильма Уира, выбор актеров на главные роли приобретал особое значение. Для роли такого героя, как капитан Обри, Рассел Кроу – сильный и харизматичный актер – подходит идеально. Но особой удачей можно назвать выбор на роль доктора Мэтьюрина Пола Беттани, снимавшегося вместе с Кроу в «A Beautiful Mind». Этот опыт совместной работы помог им сыграть дружбу их героев в «Хозяине морей». Кроу рассказывает: «Мы с полуслова понимали друг друга в «Играх разума», и я был уверен, что мы быстро и эффективно войдём в динамику взаимоотношений между Джеком и Стивеном. Я был очень рад тому, что Питер остановил свой выбор на Поле. Есть вещи, которые понятны только нам двоим, с Полом мы могли сразу достичь той глубины, которой при другом раскладе удалось бы только коснуться, да и то после многократных повторений». В общем, блестящее партнерство, особенно ярко проявившееся в струнных дуэтах капитана и доктора. Кстати, тренировался в скрипичном мастерстве Кроу под руководством Ричарда Тоньетти, написавшего в соавторстве с двумя другими австралийскими музыкантами – Айвой Дэйвисом и Кристофером Гордоном музыку для фильма. А музыка, звучащая в «Хозяине морей», надо сказать, просто чудо, кроме сочинений австралийцев в музыкальное сопровождение вплетена музыка тех времен – Моцарт и Бах.
Помимо исполнителей главных ролей необходимо отметить и актеров второго плана, например, Билли Бойда («Властелин колец») и юного дебютанта Макса Пиркиса, их игра заслуживает высочайших похвал, впрочем, как и всех, кто снимался в этом фильме. Отдельное спасибо надо сказать людям, которые проводили кастинг основного состава и подбор массовки, им удалось собрать талантливых людей, обладающих внешностью, соответствовавшей времени и месту действия фильма. А участие в массовке настоящих матросов парусников, их умение карабкаться вверх и вниз по снастям добавляло фильму реализма.
В итоге могу сказать, что «Хозяин морей: на краю земли» – очень и очень симпатичное кино, предоставляющее редкую возможность расслабиться, наслаждаясь красотами морей и отменно сделанной работой всех, кто этот фильм создавал. Приятное путешествие от берегов Бразилии до Галапагосских островов в приятной компании под сенью недостижимого бескрылого баклана. Есть шансы увидеть продолжение этой истории, так как успех у зрителей обеспечен, а литературного материала, как уже говорилось выше, хватит на пару-тройку сериалов.
Александр Спасов