Свой новый творческий сезон Красноярский молодежный театр «Наводнение» открыл очередной премьерой. И вновь — по современной драматургии, ключевой для репертуара этого театра. Режиссер Никита Рак представил спектакль «Сансара» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, ученика Николая Коляды.
Первооткрыватели
Когда два года назад этот театр появился в Красноярске, мнения на его счет разделились. Кто-то предсказывал «Наводнению» недолгую жизнь — слишком уж непривычный в глазах широкой публики материал брали молодые артисты и их режиссер к постановке. Пьесы Ивана Вырыпаева, Вячеслава Дурненкова — причем исключительно небытовые, подчас бессюжетные, в спектаклях по ним очень многое строилось на абстракциях, ассоциациях, — какие-то бесконечные игры с подсознанием. Но вдруг оказалось, что актеры быстро обрели свою аудиторию, которая как будто только и ждала появления столь необычного театра. И с благодарностью и интересом встречает все это время любые эксперименты «Наводнения», по классике или современным текстам.
Кстати, именно Никита Рак и его соратники открыли для Красноярска уже упомянутых Вырыпаева и Дурненкова, драматургию местного автора Сони Адлер (прежде ее знали здесь только по прозе). Спектакль по пьесе Богаева — продолжение этой традиции. Причем во всех смыслах — режиссер опять взял к постановке произведение, в которое с ходу и не вникнешь. Жанр спектакля обозначен как мистическая комедия, но Рак сознательно уходит от всяких жанровых привязок. А к слову «комедия» вообще относится с некоторым суеверием — как бы не скатиться в коммерцию. Что поделать, если само определение комедии благодаря антрепризам-однодневкам стало в театральных кругах чуть ли не ругательством... Хотя ни для кого не секрет, что поставить качественную комедию подчас гораздо сложнее, чем трагедию.
Доступная философия
В «Сансаре» есть над чем посмеяться. И над самими репликами героев богаевской пьесы, которые густо наполнены юмором. И над их подачей — в этом спектакле актеры «Наводнения» чуть ли не впервые отходят от привычной отстраненности и позволяют себе поиграть, подурачиться в создаваемых образах. Полину Рак так вообще не узнать в роли бабки (ее повадки невольно отсылают к Хармсу, к его «Старухе»). Да и Мария Булатова в роли женщины средних лет тоже выглядит неожиданно. Как сказал сам режиссер, может быть, новую драму вовсе и не принято так и играть и вряд ли ее ревнители вообще воспримут его постановку. Но сам он увидел этот материал именно так и не иначе — гротесково. И, на мой взгляд, форма вполне удачно совпала с содержанием.
Сюжет «Сансары» поначалу выглядит откровенно абсурдным. Перед публикой — захламленная квартира двух стариков, один из которых (Евгений Васин) спит все действие. Причем сам хлам — старый разобранный телефон, какая-то нелепая авоська с продуктами, детские рисунки и многое другое, что перечисляет голос за сценой, — художник Полина Чудновец изящно поместила в цветные рамки, которые развешаны по всей комнате. Бабка пробуждается от звонка в дверь, в комнату буквально впадает женщина. Оказалось, что она пришла за котенком, в которого переродился... ее умерший сын. Бабка, очумевшая от таких заявлений, вскоре и сама поверит в переселение душ — Сансару, а весь абсурд происходящего вдруг невольно обернется чем-то философским и в то же время понятным. Как естественное резюме в спектакле звучит реплика женщины: «Это Сансара... Здесь никто не умирает». И зрителям тоже очень хочется в это поверить.
Елена Коновалова, фото из архива театра, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)