Главная
>
Статьи
>
Поверить, что смерти нет

Поверить, что смерти нет

01.09.2010
12

Свой новый творческий сезон Красноярский молодежный театр «Наводнение» открыл очередной премьерой. И вновь — по современной драматургии, ключевой для репертуара этого театра. Режиссер Никита Рак представил спектакль «Сансара» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, ученика Николая Коляды.

Первооткрыватели

Актеры позволили себе подурачитьсяКогда два года назад этот театр появился в Красноярске, мнения на его счет разделились. Кто-то предсказывал «Наводнению» недолгую жизнь — слишком уж непривычный в глазах широкой публики материал брали молодые артисты и их режиссер к постановке. Пьесы Ивана Вырыпаева, Вячеслава Дурненкова — причем исключительно небытовые, подчас бессюжетные, в спектаклях по ним очень многое строилось на абстракциях, ассоциациях, — какие-то бесконечные игры с подсознанием. Но вдруг оказалось, что актеры быстро обрели свою аудиторию, которая как будто только и ждала появления столь необычного театра. И с благодарностью и интересом встречает все это время любые эксперименты «Наводнения», по классике или современным текстам.

Кстати, именно Никита Рак и его соратники открыли для Красноярска уже упомянутых Вырыпаева и Дурненкова, драматургию местного автора Сони Адлер (прежде ее знали здесь только по прозе). Спектакль по пьесе Богаева — продолжение этой традиции. Причем во всех смыслах — режиссер опять взял к постановке произведение, в которое с ходу и не вникнешь. Жанр спектакля обозначен как мистическая комедия, но Рак сознательно уходит от всяких жанровых привязок. А к слову «комедия» вообще относится с некоторым суеверием — как бы не скатиться в коммерцию. Что поделать, если само определение комедии благодаря антрепризам-однодневкам стало в театральных кругах чуть ли не ругательством... Хотя ни для кого не секрет, что поставить качественную комедию подчас гораздо сложнее, чем трагедию.

Доступная философия

В «Сансаре» есть над чем посмеяться. И над самими репликами героев богаевской пьесы, которые густо наполнены юмором. И над их подачей — в этом спектакле актеры «Наводнения» чуть ли не впервые отходят от привычной отстраненности и позволяют себе поиграть, подурачиться в создаваемых образах. Полину Рак так вообще не узнать в роли бабки (ее повадки невольно отсылают к Хармсу, к его «Старухе»). Да и Мария Булатова в роли женщины средних лет тоже выглядит неожиданно. Как сказал сам режиссер, может быть, новую драму вовсе и не принято так и играть и вряд ли ее ревнители вообще воспримут его постановку. Но сам он увидел этот материал именно так и не иначе — гротесково. И, на мой взгляд, форма вполне удачно совпала с содержанием.

Сюжет «Сансары» поначалу выглядит откровенно абсурдным. Перед публикой — захламленная квартира двух стариков, один из которых (Евгений Васин) спит все действие. Причем сам хлам — старый разобранный телефон, какая-то нелепая авоська с продуктами, детские рисунки и многое другое, что перечисляет голос за сценой, — художник Полина Чудновец изящно поместила в цветные рамки, которые развешаны по всей комнате. Бабка пробуждается от звонка в дверь, в комнату буквально впадает женщина. Оказалось, что она пришла за котенком, в которого переродился... ее умерший сын. Бабка, очумевшая от таких заявлений, вскоре и сама поверит в переселение душ — Сансару, а весь абсурд происходящего вдруг невольно обернется чем-то философским и в то же время понятным. Как естественное резюме в спектакле звучит реплика женщины: «Это Сансара... Здесь никто не умирает». И зрителям тоже очень хочется в это поверить.

Елена Коновалова, фото из архива театра, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)

Рекомендуем почитать