Режиссер — Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Рэйф Файенс, Хелена Бонэм-Картер, Робби Колтрэйн, Джейсон Айзекс, Дэвид Тьюлис, Брендан Глисон, Эванна Линч, Рис Айфенс, Тимоти Сполл, Алан Рикман
Продолжительность — 140 мин
Последний бой — он трудный самый. А предпоследний и того трудней, именно в силу того, что на нём всё ещё не заканчивается. Первая часть «Даров смерти» — именно предпоследний бой, первая половина предполагаемого эпического финала. Неудивительно, что превратить её в отдельное законченное произведение, увы, не вышло.
Тут, впрочем, нужно осторожнее — в очередной раз вешать всех собак на постановщика Дэвида Йейтса было бы несколько неосмотрительно. Просто сопротивляемость материала в этот раз была сильнее обычного. У этой истории нет начала и нет конца, и все стремления Йейтса как-то приукрасить дело разбиваются о тот простейший факт, что мы, по сути, и заходим, и уходим на середине. Без завязки и без развязки разваливается и вся остальная структура фильма — «Дары смерти» натурально смотрятся набором разрозненных эпизодов, созданных исключительно для того, чтобы доставить героев из сюжетной точки «А» в сюжетную точку «Б».
В «Дарах смерти» троице главных героев впервые за цикл отказано в уюте родных стен Хогвартса — из-за того, что сторонники Тёмного лорда становятся всё сильнее, Гарри, Рону и Гермионе приходится отправиться в бега. Эта дорожно-квестовая форма развития сюжета только усиливает эпизодичность нового фильма. Причем от приключения к приключению героев несёт каким-то дерганым пунктиром — сцены волшебных битв прерываются долгими муторными кусками с выяснениями отношений, потом начинаются магические спасения в последний момент. Мощнейший взрослый актёрский состав тоже вынужден всё время где-то мельтешить — и Тьюлис, и Глисон, и Колтрэйн, и Рикман заходят буквально на пару минут и тут же пропадают. Что-то хотя бы относительно похожее на сольный выход есть только у Бонэм-Картер и у Риса Айфенса, новичка поттеровской команды. За остальное приходится отдуваться тройке Рэдклифф-Уотсон-Гринт — и хотя они более-менее справляются с задачей, сюжет им не очень помогает.
Нет, поймите правильно — «Дары смерти» пронизаны подходящей финальной части такой большой эпопеи мрачностью, и в них временами случаются моменты чистого киношного волшебства (вроде совершенно неожиданного отчаянного танца Гарри и Гермионы под песню Ника Кейва). Да и Йейтс при всех озвученных недостатках из последних сил старается держать ритм — в тот момент, когда впервые тянет глянуть на часы, фильм уже заканчивается. Но всё равно — на первых «Дарах смерти» трудно отделаться от ощущения, что это фильм, созданный для просмотра в очень специфических условиях. На специальном утроенном сеансе вместе с предыдущим и следующим выпусками.
Вердикт Кочерыжкина — начало конца Гарри Поттера, мало похожее на самостоятельное кино — по понятным, впрочем, причинам