«Lost dogs»
Sony Musiс Entertainment Inc., 2003.
Долгожданный сборник редких и ранее не издававшихся вещей группы, как и все ее творчество последних лет, оставляет крайне сумбурное впечатление. Впрочем, всегда нужно помнить, что Pearl Jam - не Nirvana, и после первого прослушивания никогда особенно не «цепляли». Наверно по этой причине и были гораздо менее популярны. А потому и сборник всевозможных «би-сайдов» рассчитан исключительно на проверенных фанатов. Если вы вознамерились ознакомиться с творчеством Pearl Jam, ни в коем случае не делайте этого с помощью альбома «Пропавшие собаки». Возненавидите Эдди Веддера и его коллег на всю жизнь! Всем прочим могу порекомендовать прежнюю схему: вдумчиво прослушать несколько раз. Ну и что, что скучно! Это только первое впечатление. При внимательном разборе музыка патриархов гранжа начинает искриться и радовать ухо тягучими напевами Веддера. Но! Даже в этом случае выдержать полтора часа архивных записей невозможно. Увольте! Логика группы, конечно, понятна. Известно, что Pearl Jam никогда не жлобились на предмет денег. Потому вывалили на голову своих почитателей сразу все, что было у них в загашнике, и не стали раздергивать материал на два, а то и три полновесных альбома (скажем там «Lost dogs»: Volume 1,2 и 3). Но, может, все-таки стоило не публиковать все сразу, а выпустить более тщательно скомпонованный «одинарный» диск? И в качестве послесловия: планировалось, что на сборнике выйдет трек, посвященный памяти вокалиста Alice In Chains Лейну Стейли. На диске я его не обнаружил.
John McLaughlin
«Thieves and Poets»
Universal Music S.A.S. France, 2003.
Безмерно уважаемый всем прогрессивным человечеством Джон Маклафлин не выпускал студийных альбомов уже несколько лет. И вот он его выпустил. Собственно, все. Не потому, что сказать про его новый альбом нечего. А потому что неблагодарное это занятие - писать рецензии на работы столпов мировой музыки. Маклафлин уже давно не принадлежит к категории артистов, которые выпускают альбомы хорошие или плохие. «Thieves and poets» - это 45 минут изысканной акустики. Самому Маклафлину принадлежит только одноименная трехчастная пьеса, открывающая альбом. Остальные четыре трека - классика джаза. Вообще, «Thieves and poets» - это своеобразный альбом-резюме. Маклафлин всегда творил на стыке чистого джаза и экспериментаторства (словечко корявое, но что-то в голову ничего другого не приходит), которое в полной мере воплощали в жизнь его группы «Mahavishnu orchestra» и «Shakti». Соответственно, оба этих направления по-прежнему мирно сосуществует в уме гитариста. Заглавная композиция отсылает нас к Маклафлину образца двадцатилетней давности – альбому «Apocalipse». То же сочетание – акустическая гитара и оркестр – но еще больше экспрессии, еще больше, если угодно, нот. Так вот ты какое, творческое долголетие!
Трибьют Бориса Гребенщикова. Небо.
Антроп, 2003.
Забавная антология музыкального идиотизма в исполнении молодой, и не очень, «шпаны». Кавер-версии произведений БГ сыграны и напеты коллективами, по большей части, широкой публике не известными. В принципе, весело, но крайне безалаберно. Хотя, наверное, это вполне в духе классического «Аквариума». Шедевры (их мало): «Электричество» группы «Борщ» (кто такие – не знаю, но у них получилось неплохо), «Аделаида» в исполнении Натальи Пивоваровой (экс-«Колибри») и «Поезд в огне» - Billy’s band. Также можно упомянуть «Контрданс» (Ольга Арефьева), «Плоскость» («Третья мировая весна»), «Самый быстрый самолет»(«Фомина неделя») и «10 стрел» группы «КоРиБли». Остальное сыграно абы как, впрочем, с переменным успехом. Повеселили «Митьки», зачем-то укатавшие «Сестру» в полный минор, и Хвост с Олегом Гаркушей, еще раз попытавшимся доказать, что для музыканта слух и голос - не главное. Вообще, Андрей Тропилло мог спокойно половину отметившихся на диске групп отсеять без особого художественного ущерба для проекта. А так БГ остается только рыдать, слушая «Ребята ловят свой кайф» в хард-коровой обработке…
Секрет
«Секретные материалы»
CD Land Records, 2003.
Гораздо более удачный, нежели разобранный выше, трибьют, выпущенный к 20-летию группы. На диске отметились: «Машина времени», «Любэ», «Ногу свело», «Сплин», «Ленинград» (два раза), «Ва-банк», «Чайф» и даже Владимир Пресняков-младший. Про последнего надо сказать особо. Сделал он господ рокеров. Сделал, как маленьких. Его версия «Вниз по течению» сыграна и спета идеально. Замечательно «пасторальная» (немного от Kenny G) аранжировка оставляет робкую надежу, что песню возьмут в ротацию на какое-нибудь радио. Хотя и призрачную. По-крайней мере, я пока не слыхал. Затем, в порядке убывающей симпатичности идут Чиж («Ленинградское время»), Николай Расторгуев («Домой»), «Бер-Линн» («Моя любовь на пятом этаже»), а замыкает пятерку лидеров «Ногу свело». Последние откровенно поиздевались над «Тысячью пластинок», но поскольку для группы это стиль жизни, то вышло неплохо. В принципе, достаточно свежо получилось у «Ва-банка». Зачем-то сделали две версии одной и той же песни «Папа был прав» «Ленинград» и Сергей Галанин. В обоих случаях вышла лажа. Шнур попытался спеть рэп (с ума они все что ли посходили?), а Галанин вообще ничего не пытался. Он вообще ничего никогда не пытается. Берет гитару и поет. В результате Шнур выглядит идиотом, а у бывшего басиста «Бригады С» вышла абсолютно серая и беззубая вещь. В высшей степени отвратительно, занудно и мрачно исполнила «Привет» «Машина времени». Вообще, следовало пойти по пути «Бер-Линна», которые не особенно мудрствуя, сбацали «Любовь на пятом этаже». Просто вместо биг-бита добавили немного панка, но сохранили лучезарность оригинала. Сдается мне, что так следовало поступить и остальным. А в целом после прослушивания «Секретных материалов» не оставляет меня одна мысль: а ведь «Секрет» был чертовски хорошей группой! Жаль, что ее больше нет.
Коля Пещерный
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.