Главная
>
Статьи
>
Тувинский рык

Тувинский рык

22.03.2011
3

19 марта в «Че Геваре» выступили тувинские рок-герои «Ят-ха». В Красноярске они были уже не первый раз, но сказать, что выступление прошло по накатанной, ни в коем случае нельзя.

На «Ят-хе» я только в Красноярске уже третий раз - и каждый раз они изобретают что-то новое. Меняется состав (к сожалению, колоритнейшего чёрного басиста Теодоре Ципио, веселившего публику на концертах пяти- и шестилетней давности, в группе больше нет), меняется материал, меняются подходы. На нынешнем концерте, например, был довольно обширный новый блок акустической музыки, по материалам последней пластинки солиста группы Альберта Кувезина «Поэты и маяки», записанной им в Шотландии в прошлом году. Этот альбом он записал на стихи японских послевоенных поэтов, и для новой концертной программы группа успела сделать несколько переводов этих песен на русский язык. В них открывается новая, нежная и тонкая сторона «Ят-хи» - здесь звучит акустическая гитара и кларнет, а Кувезин поёт трогательные и смешные песни, в которых размышления о смерти и философские думы поданы с трогательной бытовой стороны.

Впрочем, и в более традиционной части своей программы - насколько, конечно, можно считать традицией совмещение тувинских песнопений с громоподобным ритуальным роком - «Ят-ха» проявляли искреннее желание всё время играть по-новому. Многие песни, исполняемые ими последние несколько лет, приобретали вдруг новые черты. Так, их кавер на песню Боба Марли «Exodus» внезапно обзавёлся могучим атмосферным вступлением, а сам стал резче, громче и страшнее. Примерно то же произошло и с их версией «Her Eyes Are Blue Million Miles» Кэптана Бифхарта - раньше она звучало нежно и задумчиво, теперь в ней царит грозный ритмический рокот.

Рокота и шума на «Ят-хе» в этот раз вообще было довольно много - временами они разгонялись до скоростей этаких тувинских народных Boredoms. Но при этом сам концерт прошёл в очень положительной, живой атмосфере. Кувезин между песнями много и уместно шутил, публика радостно включалась в диалог и с удовольствием плясала под утробные племенные ритмы барабанщика группы Евгения Ткачева. Такой счастливой вакханалии, как была на концерте группы в феврале 2005-го года, пожалуй, не было - тогда всё закончилось тем, что на сцену выскочили две девицы из публики, и пока одна призывно и не всегда прилично извивалась вокруг басиста, вторая принялась выдавать в микрофон Кувезина немыслимые вокализы в духе окончательно сбрендившей Диаманды Галас. Ну да и ладно - и без этого всё было хорошо и здорово. Хорошо бы «Ят-ха» приезжала к нам почаще.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать