Главная
>
Статьи
>
Первый мститель/ The First Avenger: Captain America

Первый мститель/ The First Avenger: Captain America

30.07.2011
23

Режиссер — Джо Джонстон

В ролях: Крис Эванс, Хьюго Уивинг, Хэйли Этвелл, Томми Ли Джонс, Доминик Купер, Стэнли Туччи, Тоби Джонс, Себастьян Стэн

Продолжительность — 125 мин

Вообще этого Первого Мстителя зовут «Капитан Америка» — герой Второй Мировой, он входит в число самых ранних отпрысков вселенной комиксовых гигантов Marvel (которых на момент его появления на свет ещё не существовало самих). «Первый мститель» — не первый выход знаменитого капитана в кино; но теперь, когда Marvel взялись за экранизации приключений своих героев всерьёз, всё, что было раньше, считаться явно не будет.

Решение вернуться к Капитану Америке именно сейчас требовало от Marvel определенной храбрости. Капитан Америка — герой решительно старомодный; обычный солдат, получивший огромную силу благодаря научным экспериментам, он только и хочет, что честно сражаться за свою страну. Он надежен, как скала, и прямолинеен, как рельса, но оно и понятно — герою военной пропаганды положено быть таким, ни о каких слабостях, нюансах характера и тёмных сторонах в подобном жанре и речи быть не может. Тащить такого несколько наивного героя в современность, где из героев комиксов привыкли лепить персонажей античных трагедий — занятие немного рискованное; спросите хоть у Брайана Сингера.

На деле же всё сработало замечательно — именно наивность и старомодность фильма Джо Джонстона выгодно отличает его от прочих экранизаций комиксов. 40-е, Вторая Мировая, оккультные фашисты в злодеях — вся прилагающаяся к этим темам эстетика даёт Джонстону массу отличных поводов сделать немного легкомысленное приключенческое кино. Он не упускает шанс — по духу «Первый мститель» удачно располагается где-то между первым «Хеллбоем» (с поправкой на куда менее потусторонних положительных героев) и спилберговским «Индианой Джонсом».

Эванс, натренировавшись на кошках, отлично вписывается в титульную роль — в нём есть нужный баланс уверенности в собственных силах и общей наивности взгляда на мир, который делает его капитана Америку пусть прямолинейным, но всё же не скучным и симпатичным героем. Джонстон выстраивает вокруг него занятно придуманную историю — настолько занятно, что когда «Первый мститель», как по часам, съезжает в очередной ухарский экшен-эпизод, испытываешь легкую досаду; лучше бы они ещё походили и поговорили, раз у них так здорово получается.

Нет, правда — лучший кусок «Капитана Америка» не первое боевое крещение Капитана Америки (хотя момент, когда он, заглядевшись на своё новое отражение, на бегу влетает в витрину, очень хорош), не спасение пленных и не удивительное высокогорное проникновение на стремительно движущийся поезд. Это продолжительный эпизод в середине, когда Капитана Америка записывают выступать перед публикой с рекламой военных займов. Таких симпатичных исторических шуточек тут много — Джонстон конструирует флэшбеки в технологии кинематографа 40-х, или показывает смешной пропагандистский фильм, снятый про Капитана Америку ещё в режиме рекламы займов, а потом, когда он становится героем взаправду, всовывает в собственный фильм нарезку кадров, пародирующую такую пропагандистскую стилистику.

Даже то, что на поверку «Первый мститель», как, собственно, «Железный человек 2» и в некоторой степени «Тор», оказывается не столько самостоятельной историей, сколько двухчасовой прелюдией к совсем другому фильму, который выйдет только следующим летом, не сильно его портит. Пусть и дальше продолжают в том же духе.

Вердикт Кочерыжкина — хороший энергичный кинокомикс

Рекомендуем почитать