Режиссер — Кэри Джоджи Фукунага
В ролях: Мия Васиковска, Майкл Фассбендер, Джуди Денч, Джейми Бэлл, Салли Хоукинс
Продолжительность — 120 мин
Есть такие истории, которые известны всем — и рассказывать их по новой кажется занятием абсолютно бессмысленным. Новая, 28-я по счету экранизация «Джейн Эйр», знаменитого романа Шарлотты Бронте — отличный пример того, что иногда простого таланта, такта и вкуса вполне достаточно, чтобы старая история заиграла вдруг новыми красками.
Впрочем, не пугайтесь так сразу — в этой «Джейн Эйр», сделанной молодым режиссером с немыслимым именем Кэри Джоджи Фукунага, нет и намёка на сумеркизацию в духе недавней версии «Красной Шапочки». Понятно, что параллели напрашиваются сами собой — юная невинная девушка влюбляется в мрачного трагического красавца со страшным секретом за душой — но прелесть новой «Джейн Эйр» вовсе не в радикальном переосмыслении книги, а, наоборот, в нежности и уважении, с которым авторы фильма обращаются с первоисточником.
Хотя кое-какие акценты они всё же немного смещают. Традиционно из «Джейн Эйр» лепится что-то вроде богатой мелодрамы о нелёгкой судьбе женщины, пытающейся быть независимой в совершенно неприспособленные к женской независимости времена. Здесь всё это есть, но при этом основная интонация фильма осторожно подкорректирована. «Джейн Эйр» Фукунаги — вовсе не костюмная мелодрама в духе относительно недавней версии Франко Дзефирелли с Самантой Мортон и Уильямом Хёртом, а кино тревожное и тягучее. Почти что триллер, разворачивающийся в бескрайних английских пустошах, укутанных вечным туманом, и в зловещих старых особняках со скрипучими половицами и необъяснимыми шорохами за запертыми дверями.
Понятно, такой подход тоже не то чтобы революционный — в конце концов, словосочетание «викторианская готика» придумано не вчера и не для описания исключительно данной конкретной картины. Живописать широкими мазками диккенсовские страсти — перспектива ужасно соблазнительная, но в том-то и сила фильма Фукунаги, что там, где можно было удариться в избыточную барочную готику, как, скажем, Коппола в «Дракуле» (удачно) или братья Хьюз в «Из ада» (не очень), получается кино тонкое и звонкое, как туго натянутая струна.
Как и в любой истории о вечно подавляемых эмоциях, здесь ужасно важно всё невысказанное — намеки, жесты, взгляды, полутона. Фукунага и его актёры здорово на всём этом играют — например, смятение чувств Джейн передаётся крупным планом её едва заметно подрагивающих пальцев. Или вот момент, когда Рочестер впервые завуалированно признаётся ей в своих чувствах, а она потом, уже оставшись наедине с собой, силится улыбнуться, но в то же время будто сама не позволяет себе этого. И как Мия Васиковска играет эту смятенную полуулыбку — это что-то изумительное. Её дуэт с Фассбендером вообще на удивление хорош — она открыта и честна, его раздирают противоречивые эмоции, и когда они остаются вдвоём, на это можно смотреть бесконечно. Лучшие сцены фильма — это их продолжительные диалоги у камина в Торнфилд-Холле; в них Фукунага снова проявляет поразительную режиссерскую деликатность, обставляя всё так, чтобы и текст, и актёры могли буквально петь в кадре при минимальном режиссерском вмешательстве.
Выразимся так — если вы думаете, что прекрасно знаете, о чём книжка «Джейн Эйр», и поэтому считаете, что на фильм идти необязательно, то эту точку зрения лучше пересмотреть. «Джейн Эйр» Кэри Фукунаги — отличный ответ на вопрос о том, почему человечество всё время возвращается к одним и тем же историям. Потому что в каждом поколении есть свои таланты, готовые заново пересказывать эти истории так, что они зазвучат словно в первый раз.
Вердикт Кочерыжкина - замечательная киноверсия классической книжки, которой решительно нечего возразить