Главная
>
Статьи
>
Королевство полной луны / Moonrise Kingdom

Королевство полной луны / Moonrise Kingdom

29.06.2012
18

Режиссер – Уэс Андерсон

В ролях: Джаред Гилман, Кара Хейворд, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Фрэнсис МакДорманд, Билл Мюррей, Джейсон Шварцманн, Харви Кейтел, Тильда Суинтон

Продолжительность – 94 мин

Точно не ясно, кого за это благодарить – фамилию Брюса Уиллиса в титрах или Каннский кинофестиваль, взявший «Королевство полной луны» к себе фильмом открытия. В любом случае – к седьмой картине в фильмографии режиссера фильмы Уэса Андерсона наконец-то добрались и до местных кинотеатров.

Это крохотная, не видимая (и сомнительно, что вообще интересная) всему остальному миру, но всё же честная и важная победа. Андерсон, при всем бесконечном многообразии талантов в мировом кинематографе, такой один – потому что его, как пела по немного другому поводу одна интересная группа, узнаешь из тысячи. Фильмы Андерсона - как самодельные альбомы с картинками, сделанные невероятно усидчивым и невероятно скрупулезным талантливым школьником. Тут и там вклеены картинки из книг и вырезки из журналов, разноцветными фломастерами обведены рамочки и уголки, здесь заложен засохший листочек какого-то дерева и три истершихся старых календарика, через три страницы набросана какая-то карта и аккуратно выписан целый параграф из справочника о местных птицах. Герметичный рукотворный мирок, попав в который один раз, ты безошибочно определишь его автора в следующую встречу.

В этом плане «Королевство полной луны» - такая квинтэссенция андерсоновскости. Все дело происходит на крохотном острове где-то в Новой Англии, где встречаются, влюбляются и сбегают вместе двое двенадцатилетних детей, Сэм (Гилман) и Сьюзи (Хейворд). У него енотовая шапка, крохотная курительная трубка и мамина брошка среди скаутских нашивок за навыки ориентирования на природе. У неё переносной проигрыватель с пластинкой Франсуазы Арди, все любимые книжки в чемодане и котенок в корзинке для пикника. Он сбежал из лагеря скаутов, куда его отправили на лето очередные приемные родители, она – из дома рядом с маяком, из семьи с тремя младшими братьями (проигрыватель пришлось одолжить у одного из них) и родителями-юристами (Мюррей и МакДорманд), которые едва в силах разговаривать друг с другом.

Квинтэссенция тут ещё и в том, что в «Королевстве» закладывается любимый маневр картин Андерсона – сквозь рукодельный нежный абсурд интеллектуально-подкованной вербальной комедии с непроницаемым лицом в какой-то момент начинает прорастать абсолютно взрослая драма. Ловко прикидываясь красноречивым школьником-вундеркиндом (точь-в-точь как главный герой его собственного фильма «Академия Рашмор»), а на деле оказываясь довольно безжалостным и точным драматургом с заметной склонностью к мизантропии, Андерсон давно занимается изучением персонажей запутавшихся и грустных, отчаявшихся и потерявших в море собственной жизни всяческие координаты.

В «Королевстве», с одной стороны, этот приём доведен до максимальной чистоты – здесь сталкиваются дети и взрослые, и если первые являются, разумеется, носителями чистоты и наивности, то во вторых как раз сосредоточено всё тихое отчаяние и бесконечный самообман. Но с другой, Андерсон, раньше работавший так, что бесконечный радостный смех на его фильмах в какой-то момент сам собой застревал в горле, в этот раз проявляет себя образцовым гуманистом. Да, детство – нелегкая штука, а взрослая жизнь и того хлеще, как бы говорит он – но в то же время даёт своим героям возможность что-то изменить.

В «Королевстве полной луны» любовь Сэма и Сьюзи – детская, странная, глупая, бесконечно наивная в своём упрямом стремлении встать поперёк устаканившейся будничности окружающих взрослых – вроде бы ведёт к очевидной трагедии, но потом чудесным образом от неё в последний момент уворачивается. Потому что глупость и бесконечная наивность незадачливых влюбленных будит вдруг в одиноких, усталых, запутавшихся взрослых то лучшее, что они сами запрятали глубоко-глубоко. То есть, если автор, всю свою жизнь прятавший за ажурной росписью своих работ внушительную мизантропию, может в какой-то момент искренне поверить в любовь, то всем нам, простым смертным, тем более пора поступить так же.

 Вердикт Кочерыжкина – очередная ажурно-салфеточная и неотразимо-прекрасная сказка Уэса Андерсона – как всегда, подспудно грустная и безысходная, но в этот раз ещё и, кажется, самая добрая из всех

Рекомендуем почитать