Если всё пойдет как задумано, то 2013 год вполне может стать годом Тома Круза. По следам самого большого его хита за последнее время («Миссия: невыполнима 4») и смелого выхода в нетипичной для себя роли («Рок на века») Круз в течение одного года выкатывает новый экшен-блокбастер, где он в главной роли (см. «Джек Ричер», который начинается буквально на днях), и масштабное фантастическое кино амбициозного молодого автора, где он тоже играет персонажа по имени «Джек» (см. «Обливион»).
В общем, если Том Круз вдруг вновь станет королем кассовых сборов, никто особенно не удивится. К тому же ему не привыкать — в такой позиции он уже бывал, правда, достаточно давно. Давайте посмотрим на важные творческие этапы его карьеры, начавшейся, к слову, уже больше тридцати лет назад.
Рискованный бизнес
Первый настоящий сольный хит Круза, вышедший ровно 30 лет назад, закрепил его имидж на несколько лет вперёд — энергичный простой паренёк с амбициями выбивается в люди, не переставая всем без конца улыбаться. В таком примерно режиме Круз проработал большую часть 80-х годов.
Топ Ган
А вот — главная его роль 80-х; безрассудный, но честный лётчик по кличке «Маверик» в этой энергичной картине Тони Скотта сделал Круза настоящей суперзвездой 80-х. История про соперничество двух мачо-летчиков настолько прочно вошла в культурный код поколения 80-х, что позже стала объектом пародий разного уровня виртуозности — от первых «Горячих голов» (после которых, справедливости ради, пересматривать «Топ ган» с серьёзным лицом решительно невозможно) до блистательного монолога Квентина Тарантино в довольно проходном в остальном роматическом инди-фильме «Спи со мной» о том, что «Топ ган» на самом деле про гомосексуализм.
Рожденный 4-го июля
Проработав большую часть 80-х белозубым секс-символом, Круз решил доказать всем, что он ещё и серьёзный актёр — и взялся за сложную роль инвалида вьетнамской войны в очередном антивоенном эпосе Оливера Стоуна (тогда пребывавшего на пике своей творческой формы). Результат — первая номинация на «Оскар». Дальше последовали ещё две — за «Джерри Магуайра» в 96 году и за «Магнолию» в 99 — но всякий раз с наградой домой уходил кто-то другой.
Миссия: невыполнима
Если «Топ ган» — главное кино Круза 80-х, то это — главное кино Круза 90-х и далее. Перерождение старого телевизионного сериала про похождения бравого агента разведки Итана Ханта пережило три продолжения, последнее из которых даже стало самым успешным (что недвусмысленно намекает на то, что в последних частях сериала ему ходить осталось недолго) — но, пожалуй, ни одно из продолжений так и не сумело приблизиться к элегантности первого фильма, уверенно поставленного Брайаном Де Пальмой.
Магнолия / С широко закрытыми глазами
Как пела группа «Кирпичи», «схема отработана» — как только появляется солидный кассовый успех, следом возникает и желание респектабельности. По новой закрепившись в лиге чемпионов кассовых сборов при помощи первой «Миссии», Круз снова отправился в страну серьёзных проектов — и вот за один год у него выходят два совершенно разных, но одинаково мощных и престижных фильма, многослойный эпос Пола Томаса Андерсона и прощальный выход великого Стэнли Кубрика. За «Магнолию» Круза в третий раз номинировали на «Оскар» — правда, на этот раз за роль второго плана. И в этот раз было действительно жаль, что награда ушла другому — у Андерсона Круз был правда хорош.
Сергей Мезенов