«Линкольн» Стивена Спилберга в этом году ведёт в списке номинантов на «Оскар», но Спилбергу к такому не привыкать – уже не первый раз его фильмы становятся абсолютными фаворитами, набирая максимальное количество номинаций. Давайте посмотрим, какие работы великого американского гуманиста больше всего приходились по душе Американской Киноакадемии.
Список Шиндлера
1993 год, 12 номинаций – победа в 7 из них, в том числе и в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Первый режиссерский «Оскар» Спилберга. Знаменитый антивоенный эпос не был первой серьёзной картиной Спилберга, но стал, пожалуй, самой известной и знаковой – трёхчасовая продолжительность, чёрно-белое изображение, смертельно-серьёзный тон, великолепный актёрский выход Лайама Нисона. Кстати, именно здесь, в 1993-м году, зародилась привычка Спилберга снимать по два фильма в год, один для кассы, второй для «Оскара» - буквально за полгода до «Списка» он выпустил «Парк Юрского периода», порвавший кассу в клочья.
Спасение рядового Райана
1999 год, 11 номинаций – победа в 5 из них, включая «Лучший режиссер». Точно, как в аптеке – первое возвращение Спилберга к военной теме со времён триумфа «Списка Шиндлера» снова сделало режиссера любимчиком Киноакадемии. Повторно, правда, подобный манёвр не удался – «Боевой конь», следующий визит Спилберга на передовую, принёс ему каких-то шесть номинаций, среди которых не было даже режиссерской.
Цвет лиловых полей
1985 год, 11 номинаций – ни одной победы. Вот он, первый по-настоящему серьёзный фильм Спилберга – размашистая драма на два с половиной часа о буднях цветного семейства, живущего в начале XX века в небольшом городке в штате Джорджия, где еще сильны традиции прежнего уклада Юга. Спилберг умудрился превратить в серьёзную актрису Вупи Голдберг (одна из 11 номинаций «Полей» - её персональная), но Киноакадемия всё равно предпочла «Из Африки» Сидни Поллака, у которого, кстати, тоже было 11 номинаций (победил в 7 из них).
Инопланетянин
1982 год, 9 номинаций – победа в 4 из них, в основном технических (монтаж звука, визуальные эффекты, лучшая музыка Джона Уильямса). Один из самых любимых американской публикой хитов 80-х уступил основные номинации более важному фильму Ричарда Аттенборо «Ганди», в том числе призы за лучший фильм и лучшую режиссуру.
В поисках потерянного ковчега
1981 год, 9 номинаций – победа в 4 из них (звук, работа художника, монтаж, визуальные эффекты). Не первая номинация Спилберга за режиссуру (впервые его номинировали за «Близкие контакты третьей степени»), но первый его фильм, массово представленный в нескольких номинациях сразу, в том числе и «Лучший фильм». Лидером, правда, «Ковчег» не был – впереди всех с 12 номинациями были «Красные» Уоррена Битти, ушедшие, правда, домой только с 3 призами; в борьбе за лучший фильм их на поворотах обогнали «Колесницы в огне».
Сергей Мезенов