Медвежьи хроники, большая сцена, 1 час
Режиссер Екатерина Гороховская сделала красноярским детям большой подарок — настоящий сказочный боевик. По её команде на войну со злокозненным Эрцгерцогом и его приспешниками было мобилизовано, кажется, все пригодное к службе актерское население ТЮЗа; впрочем, Гороховская, успевшая побывать в подругах сразу у двух легендарных богатырей, наверняка прекрасно разбирается в представителях сильного пола, способных за себя постоять, будь то люди или медведи.
Одной суровой зимой отчего-то не залегшие спать по берлогам звери во главе с мужественным царем Леонцием (Вячеслав Феропонтов), оголодав, спустились в теплые людские долины, где их гостеприимно встретили сталью, свинцом и чугунными ядрами. Благодаря случайному вмешательству бывшего придворного волшебника (Анатолий Кобельков) в конфликт косолапых и бледнолицых, медведи сумели взять верх и даже подступить к стенам вражеской столицы. Впрочем, вряд ли кто здесь возьмется симпатизировать людям, которые, в отличие от простодушных и добросердечных медведей, охотно демонстрируют алчность, эгоизм, мстительность, подлость. В незамысловатой аллегорической истории фигурируют неприкаянные привидения, потерянные медвежата, коварные, но обязательно исправляющиеся в финале предатели и, конечно, самые настоящие чудеса (впрочем, таковыми не выглядящие).
Фантастическая повесть Дино Буццати обладает многими достоинствами, самое главное из которых, как ни странно, непосредственно к тексту отношения не имеет — речь о великолепных авторских иллюстрациях (здесь впору вспомнить рисунки Антуана де Сент-Экзюпери, без которых «Маленький принц» просто не мыслится). В этом отношении спектакль колоссально уступает первоисточнику, поскольку в нем торжествует какой-то эскизный минимализм: уже знакомый по некоторым другим тюзовским постановкам задник обшарпанной кирпичной стены, громоздкая верхотура, алюминиевая тачка, да с десяток белых зонтиков под потолком никоим образам не отсылают к сицилийским ландшафтам. Вместо уместной, казалось бы, экзотики здесь сплошная эклектика: царственную особу охраняют вооруженные автоматами спецназовцы, медведи носят кеды и тому подобное.
За неимением хотя бы минимального декоративного окружения спектакль держится исключительно на ярких актерских работах; к счастью, тут их столько, что глаза разбегаются. Очевидный показатель этого — то, как быстро маленькая публика выбирает себе любимчиков среди персонажей и начинает им подсказывать прямо со своих мест, предупреждая об опасностях или склоняя к важному выбору в сложной жизненной ситуации. Когда почтенный профессор Де Амброзиус, замерев с волшебной палочкой наперевес, размышляет над тем, потратить ли ему последнее заклинание на то, чтобы воскресить погибшего товарища, или же сберечь для себя, зал, придя в невероятное оживление, незримо раскалывается на две половинки.
Возможен ли качественный боевик без пышного букета спецэффектов, даже если этот боевик — театральный? Контраст между позевывающими учителями и увлеченными школьниками на «Медведях» слишком велик, чтобы можно было утверждать что-то конкретное.
Евгений Мельников,
фото: www.ktyz.ru