Режиссёр — Дмитрий Дьяченко
В ролях: Леонид Барац, Ростислав Хаит, Игорь Золотовицкий, Александр Демидов, Камиль Ларин, Артём Смола, Екатерина Кузнецова, Григорий Данцигер, Нонна Гришаева, Дмитрий Дибров, Валдис Пельш
Продолжительность — 99 мин
«Квартет И» любит выступать с подарочками к празднику — то к 8 марта, то к Новому году. Вот и сейчас под ёлочкой очередная коробочка от них; на боку написано «Быстрее, чем кролики», а внутри — ой, что внутри.
Изначальный спектакль «Быстрее, чем кролики» «Квартет И» сочинил довольно давно — раньше их первого торжественного выхода в сторону победы российского кинематографа с картиной «День выборов». Теоретически, то есть, могли начать сразу с него — хотя, конечно же, никак не могли, как нельзя оказаться вдруг сразу сорокалетним, минуя школу, сессию, диплом и первое в жизни увольнение. До «Быстрее, чем кролики» нужно было дорасти самим — преодолевая глупости, первые успехи и первые ошибки, и аккуратно воспитать под него свою публику. Последняя, впрочем, есть подозрение, всё равно в ответ скорее пожмёт плечами. Ну, тем ярче жест — лучшие постановки на Земле традиционно вызывают недоумение.
Тут, конечно, нужно оговориться — не то чтобы перед нами великий шедевр на все времена, конечно. Но сам манёвр, спору нет, чрезвычайно изящный и смелый — взять и впендюрить всей стране, дружно измученной новогодним нарзаном, под видом похмельного квеста «А чё ж мы вчера делали-то и где это мы вообще сейчас?» экзистенциальное размышление о смысле жизни на пороге смерти. То есть, вместо условного «Мальчишника в Вегасе», помещенного в закрытое пространство условной «Пилы» — условная «Простая формальность»; от такого замещения, происходящего к тому же безо всякого объявления войны (хотя людям внимательным, полагаю, и по рекламному ролику должно было быть понятно, что в этот раз «Квартет И» собирается попробовать нечто совершенно ИНОЕ; не говоря уже о том, что информация об исходном спектакле вполне имеется всюду, где захочешь, уже много лет), возмущенный разум массового кинозрителя и правда вскипает, как волна. Если судить по отзывам в интернете, масса зрителей восприняла выпуск такого мрачноватого и неоднозначного кино в новогодние каникулы практически как личное оскорбление — в этаком свете начинаешь немного опасаться за будущее кинопроектов квартета.
Хотя чему тут возмущаться, на самом деле не очень ясно — сохраняя верность себе и своему методу испытывать на прочность границы реальности в абсурдистских и смешных диалогах, «Квартет И» просто докручивает означенный метод до логического конца. Если в «О чём говорят мужчины» они задумывались о том, каково это — быть мужчиной в современном мире, со всем бесконечным комплектом ожиданий, разочарований, требований и иллюзий, то в «Быстрее, чем кролики» они идут дальше и глубже. Основной здешний вопрос одновременно проще, всеобъемлющей и безысходней — а как, собственно, жить? И как так выходит, что задать его самому себе выходит только тогда, когда уже перестаёшь это делать?
При всей непременной сопутствующей клоунаде, дурацких шуточках (есть, кстати, пара по-настоящему гениальных моментов в этом плане) и фантазийных виньетках, которые давно уже составляют сам творческий почерк «Квартета И», ребята по-честному стараются заходить на свой основной вопрос непредвзято и искренне, не жалея в том числе самих себя. Однозначных ответов, само собой, не найти — и циклическая структура фильма только лишний раз подчёркивает, что, в общем, ищи или не ищи, а исход в конечном итоге будет всё равно один. Но всё равно — от этого вечного поиска никуда не деться; и даже если ради него нужно совершить коллективное коммерческое самоубийство, запустив в пост-новогоднюю российскую кому мрачное размышление о смерти, что ж, так тому и быть.
Вердикт — смертельный номер «Квартета И» на канате над новогодней бездной — скорее удачный, но взбесивший львиную долю целевой аудитории. Безумству храбрых поём мы песню, в общем.