Главная
>
Статьи
>
Талантливая дочь, «паразит» Сантана, Пако де Люсия, грустный Крис Ри и подарок ретроградам

Талантливая дочь, «паразит» Сантана, Пако де Люсия, грустный Крис Ри и подарок ретроградам

27.02.2004
4
Norah Jones
«Feels Like Home»
Capital Music, 2004.

Вот еще один замечательный повод возлюбить Америку. Второй альбом одной из самых многообещающих джазовых певиц современности Норы Джонс. А что вы хотите, если папа девушки не кто-нибудь, а сам Рави Шанкар! Первый ее альбом я не слышал, врать не буду. Но после прослушивания «Feels Like Home» я до него обязательно доберусь. На элегантный и мелодичный софт-джаз, который исполняет Нора Джонс, в разной степени накладываются также элементы фолка («Sunrise»), кантри («Creeping’in»), соула («Be here to love me») и даже ритм-энд-блюза («In the morning»). Несколько слов стоит сказать о голосе. Это не тот фирменный «афроамериканский» вокал, с которым, прежде всего, ассоциируется слово «джаз». У Норы Джонс голос мягкий, чарующий. B «Feels like home» он даже скорее фолковый, нежели джазовый. Никакой истерики и резких нот. Почти весь материал на альбоме написан ею в соавторстве с басистом Ли Александром. Также на диске имеется реверанс в сторону двух столпов современной музыки: Дюка Эллингтона («Don’t miss you at all» - слова Норы Джонс) и Тома Уэйтса («The long way home»). Без ложного пафоса можно заявить: новое творение Норы Джонс и ее коллег по итогам 2004 года наверняка будет признано одним из наиболее значительных и запоминающихся. Несмотря на то, что год только начался.

 

Santana
«Ceremony: Remixes & Rarities»
Arista Records Inc., 2003.

У многочисленных поклонников Карлоса Сантаны все еще теплится в душе надежда, что их кумир перестанет валять дурака и запишет наконец-то нормальный альбом, вместо того, чтобы паразитировать на своих идеях пятилетней давности. А уж так хочется, чтобы альбом «Ceremony» закончил «грэмминосную» эпопею Сантаны, которая началась с выходом в свет «Supernatural»! В самом деле, ну сколько уже можно слушать перепевки «Smooth» и «Maria Maria»? «Ceremony» со стороны Сантаны – откровенная халтура. Что может быть проще: собрать би-сайды и студийные архивы за последние несколько лет, слегка отшлифовать их и выпустить в качестве альбома? Для кого-то это может быть и выход, но для артиста уровня Сантаны – тупик. Может быть, не коммерческий, но творческий точно.

 

Paco de Lucia
«Cositas Buenas»
Universal Music Spain S.L., 2004.

Я уже как-то писал, что есть артисты, которые не выпускают плохих или хороших альбомов в принципе. В частности, к таковым я, если помните, причислял Джона Маклафлина. И к ним же, безусловно, относится его коллега по «гитарному» цеху Пако де Люсия. Гений фламенко, человек, который решительно не желает соблюдать каноны, сейчас, тем не менее, является живым «классиком». Если верить отрывочным сообщениям, Де Люсия в последнее время свел общение с внешним миром к нулю, живет в «глубинке» и свой последний альбом рассматривает как своеобразный итог своей творческой карьеры. К чему же пришел Пако де Люсия спустя много лет? А все к тому же. Вдоволь поэкспериментировав с джазом, фьюжном и еще многими стилями, музыкант вернулся к своим корням, к фламенко. В соответствующей стилистике выдержана большая часть альбома: гитара, кастаньеты, голос. «Посторонние» звуки прослушиваются только в отдельных местах. Из общего ряда несколько выбивается последний трек «Casa bernarda», которые вполне могло исполнять знаменитое трио Ди Меола – Маклафлин – Де Люсия.

 

Chris Rea
«The Blue Jukebox»
EMI Records, 2004.

Крис Ри – весьма и весьма загадочная фигура. Будучи прекрасным и тонким мелодистом и имея множество «хитов», никогда не состоял в «мегазвездах». В совершенстве освоив слайд-технику, никогда не числился в гитарных корифеях. Причем, за что бы не брался наш герой, какой бы стиль он ни пытался играть, отовсюду у Криса Ри торчали «блюзовые» уши. Но до чистого блюза он так и не добрался. Последний альбома Ри стал очередной попыткой что-то изменить. Не удалось. Гитариста одолела меланхолия, и большинство композиций звучит так, словно они были взяты с альбома Тома Вэйтса года так 78-го. Пустое кафе, саксофон, пианист клюет носом, наигрывая что-то крайне грустное, сигаретный дым… Но, что позволено Вэйтсу, не позволено Крису Ри. В его голосе нет той страсти и тех нот, благодаря которым пятиминутная тягомотина может внезапно превратиться в нечто обжигающее и леденящее одновременно. Еще один минус – на альбоме нет ни одной по настоящему запоминающейся мелодии, что вообще Крису Ри крайне несвойственно. Это ощущение по контрасту еще больше усиливается от прослушивания бонус-треков, которые запихнули на диск. Неужели муза уже никогда не сжалится над ним, подвигнув на написание чего-нибудь вроде «Fool» или даже «Road to hell»…

 

Pink Floyd
«The Complete Zabriskie Point Sessions»
EMI Records, 2004.

Типичный «Пинк Флойд» периода «More» и «Atom Heart Mother». Полуакустическое звучание, психоделические изыски, и периодические гитарные выходы Гилмора. Советую обратить внимание на второй трек «The piano sequence», шестиминутную композицию, в которой без труда угадывается будущая «Us and them» с альбома «The dark side of the moon». Во как! А в оригинальный саундтрек к фильму она не попала. Что же это они - потенциальный хит не разглядели сразу? Или просто на будущее приберегли, что более вероятно. «Complete sessions» наверно будет чрезвычайно приятно слушать ретроградам и MTV-ненавистникам. Вообще-то, этот альбом уже выходил. Тридцать с лишним лет назад. В виде двойного бутлега, который содержал в себе гораздо более полную коллекцию «проб пера» группы к культовому хипповскому фильму «Zabriskie Point». Попытка номер два отличается более тщательной компоновкой, но, в любом случае, «Сессии» - диск исключительно для узкого круга знатоков и коллекционеров.

Коля Пещерный

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать