Ни для кого не секрет, что мы живём в эпоху бесконечных продолжений — и на лидирующие места в последнее время выходят даже не сиквелы, а так называемые триквелы, третьи части знаменитых и прибыльных киносериалов. Неудивительно — в списке 30 самых успешных фильмов всех времен и народов третьи части занимают аж семь позиций, причем три из них в первой десятке. (Соответствующие показатели сиквелов — 6 и 2). То есть, в коммерческом плане сомнений быть не может — третьи части нужны, важны и будут появляться регулярно.
Продолжения к успешным фильмам студии теперь планируют сразу пачками — DreamWorks планирует сделать из «Как приручить дракона» трилогию, «Дисней», ещё только снимающий новых «Пиратов Карибского моря» , уже прикидывает в уме даты съемки двух продолжений сразу.
А что насчёт плана творческого? Всегда ли третьи части успешно продолжают дело предшественниц? Часто ли им удаётся сказать о персонажах и их творческой вселенной что-то новое, до чего не додумались создатели первых двух? Сейчас мы посмотрим на несколько примеров триквелов нужных и важных — а также и тех, про которых такого сказать ну никак нельзя.
Нужные:
«История игрушек-3»
Вызывавшая больше всего сомнений затея сделать третью часть к «Историям игрушек» обернулась настоящим триумфом, причем во всех смыслах. «Пиксару» удалось сделать не только своё, возможно, самое взрослое и сильное кино, но и побить мировой рекорд по популярности для мультиков — бывший чемпион, тоже, кстати, триквел (а конкретно «Ледниковый период»), отстаёт теперь на 11 позиций.
«Пираты Карибского моря: На краю света»
Ещё один кассовый чемпион, завершение (первой) трилогии про «Пиратов» поражало совершенно необузданной свободой воображения и тщательным вниманием ко всему, что происходило в двух предыдущих фильмах. Мало кто из авторов крупных многосерийных денежных махин так заботился о том, чтобы у них получилась в первую очередь законченная трилогия, а не просто три фильма с теми же персонажами.
Правда, запуск в производство четвертой части с объявлением сразу двух возможных продолжений ставит это достижение в несколько неудобное положение — но чтобы понять, как разрешится этот аспект истории, придётся немножко подождать.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Для Стивена Спилберга история Индианы Джонса была столь важна и близка, что с ней он впервые стал браться за продолжения. И если второй поход отважного археолога за сокровищами, «Индиана Джонс и Храм судьбы», считается благородной неудачей Спилберга (поскольку он вышел одновременно чересчур легкомысленным и слишком уж мрачным), то «Последний крестовый поход» вернул Инди былую искрометную легкость и твердость удара. Плюс дуэт Форда с Шоном Коннери, игравшим ворчливого Джонса-старшего, был просто загляденье.
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
Пожалуй, первый фильм в сериале о юном волшебнике со шрамом на лбу, наглядно доказавший, что движущиеся картинки к сверх-популярной книжке Джоан Роулинг могут быть не только движущимися картинками, а и полноценными фильмами с собственной прекрасной интонацией.
Мексиканец Альфонсо Куарон превратил «Узника Азкабана» в захватывающую дух готическую сказку о взрослении, и сделал лучший фильм во всём цикле — с чем, судя по первой половине «Даров смерти», занимающемуся финалом Дэвиду Йейтсу вряд ли удастся поспорить.
«Назад в будущее-3»
Как бы смехотворно не звучали слова «Назад в будущее на диком Западе», Роберту Земекису удалось завершить свою прекрасную эпопею о путешествии во времени на очень трогательной и звонкой ноте. По крайней мере, появляющийся в финале летающий паровоз времени Дока Брауна вызывал только чистейший мальчишеский восторг.
Ненужные:
«Люди Икс: Последняя битва»
После двух элегантнейших, отлично выстроенных и глубоко продуманных фильмов Брайана Сингера пришёл автор «Часа пик» Бретт Раттнер и радостно спустил всё на спецэффекты.
Больше всех жалко отличный актерский состав, который как раз за два фильма отточил все нюансы взаимоотношений своих персонажей до такого утонченного блеска, что обычные разговоры где-нибудь в коридоре у Сингера часто смотрелись не менее захватывающе, чем больше спецэффектные схватки. У Раттнера на характеры и разговоры времени не осталось — а без них, как оказалось, и спецэффекты особо ни к чему.
«Блэйд: Троица»
Третью часть этого вампирского комикса отдали на постановку собственному неизменному сценаристу Дэвиду Гойеру — и тот неизвестно зачем свёл всё происходящее до уровня какого-то кретинического комедийного боевика.
Райан Рейнольдс шутит про пуканье чесноком, главный вампир похож не на главного вампира, а на модель из специализированного (не хочется думать, в какую именно сторону) мужского журнала, Джессика Бил перед схваткой с вампирами закачивает в айпод музыку с хорошо проплаченного саундтрека. Если смотреть на большом экране, то в какой-то момент можно немного оторопеть от того, что половину экрана занимает стояк Уэсли Снайпса. В общем, спасибо, дорогие товарищи — это всё, конечно, весело, но давайте вы уж как-то веселитесь без нас.
«Человек-паук 3»
Всё те же в ролях, всё тот же Сэм Рэйми за камерой — а почему-то в третий раз ощущение надуманной усложненной головоломки, которая всё время распадается на не очень связанные между собой части.
Комическая и музыкальная часть в последнем «Человеке-пауке» с Магуайром и Данст была выше всяких похвал, всё остальное — совсем нет; и в борьбе с двумя злодеями сразу Пауку наворотили такого непролазного экшена, что голова начинала разваливаться ещё на середине фильма. Ну, и ещё к вопросу про деньги — хотя этот «Человек-паук» и заработал невероятную кучу бабла, в четвертый раз студия всё-таки вежливо указала Рэйми на дверь и отдала всю историю более молодому таланту, переделывать всё заново.
«Шрек третий»
Совершенно бессмысленное дополнение к симпатичному мультфильму, которому и вторая-то часть была не особенно нужна, «Шрек Третий» окончательно сделал историю симпатичного зеленого великана чем-то вроде обязательных посиделок на праздники с семьей. Вроде и забыть никого нельзя, но и далеко не всех хочешь видеть.
«Робот-полицейский 3»
Понятно, и вторая часть никак не могла сравниться с грандиозным изначальным фильмом Пола Верхувена — но в ней всё равно была какая-то подкупающая безуминка, выгодно отличавшая её от всех прочих студийных фантастических боевиков.
К третьей же от истории отказались все, включая исполнителя главной роли Питера Уэллера — так что хорошему артисту Роберту Джону Бёрку, больше известному по своеобразным независимым комедийно-драматическим фильмам Хэла Хартли, пришлось одному биться с дурацким сценарием, стандартным шуточками и ленивой режиссурой. Битву эту он, как нетрудно догадаться, проиграл.
Сергей Мезенов