Adele «25»
Третьему альбому британки Адель, названному, как и предыдущие два, возрастом исполнительницы во время его записи (сейчас Адель уже 27), прочат звание главной коммерческой бомбы мира большой поп-музыки, наряду с прошлогодним альбомом Тэйлор Свифт и свеженькой пластинкой Джастина Бибера. Поклонников певицы такое соседство может возмутить — пока Тэйлор и Джастин гоняются за самыми модными звуками, Адель стоически держит консервативную оборону, сочиняя подчёркнуто старомодные поп-песни с оглядкой на бессмертных героинь соул и поп-музыки.
При внимательном изучении вопроса же некая вневременность песен Адель оказывается штукой столь же точно сфабрикованной, как и современность её коллег — среди продюсеров и сочинителей одиннадцати песен пластинки «25» числятся всё те же ребята, что работали с Лили Аллен и Келли Кларксон, Ланой дель Рей и Пинк, Леоной Льюис и Дженнифер Лопес, Сией и Бейонси, Кристиной Агилерой и, сюрприз, Тэйлор Свифт. Да что там, одну из песен написал для Адель шведский поп-гений Макс Мартин, фабрика хитов в одном человеке, автор «I Want it That Way» Backstreet Boys и песни про ещё один раз, спетой одной тогда ещё совсем юной американской певичкой.
В результате коллективной работы всех этих прекрасных высокооплачиваемых людей «25» звучит как сборник проникновенных песен для эмоциональных моментов в больших мелодрамах с голливудскими кинозвёздами.
Причём когда Адель на минуточку отходит от модели «проникновенная баллада с пианино и большой аранжировкой», немедленно получается песня группы Florence + The Machine (см. «Water Under the Bridge», «River Lea» и, пожалуй, самую классную здешнюю песню «I Miss You»).
Возможно, в эмоциональном моменте в большой мелодраме с кинозвёздами каждая песня и засияет настоящим бриллиантом, но когда они собраны вместе, где-то к середине «25» наступает некоторое скорбное бесчувствие — вся богатая красота песен Адель превращается в радио.
Oxxxymiron «Горгород»
Доморощенные таланты успешно перенимают тактики больших артистов — новый альбом рэпера Оксимирона материализовался в мире в середине ноября внезапно, без объявления войны. Ну, а чтобы, видимо, жест не казался пустым бахвальством, к нему оказался прикручен альбом чрезвычайной крутости — хлёсткое, злое, точное концептуальное произведение на тему «Кому на Руси жить хорошо в году две тысячи пятнадцать от рождества Христова».
На «Горгороде», всего втором своём большом альбоме, Оксимирон не только раскручивает связную историю альбомной длины, разворачивающуюся в слегка альтернативной России, но и выписывает целой стране очень убедительный и точный диагноз — в современной отечественной поп-культуре будет трудновато найти документ, описывающий текущее состояние умов и окружающей реальности вернее или виртуознее.
Оксимирон — настоящий мастер скорострельного слова, и с точки зрения плетения текста, и с точки зрения его подачи; после «Горгорода» существенному количеству граждан, читающих рэп на русском языке, хорошо бы задуматься о выборе профессии.
Смешно, конечно, как функция осмысления окружающей отечественной сиюминутности отползла от русского рока к русскому рэпу — но вот перед нами человек, готовый на одиннадцати своих треках вылезти из кожи вон, чтобы доказать, что это произошло не зря. У него получается.
Grimes «Art Angels»
27-летняя (ну вот опять) канадка Клер Буше, выступающая под псевдонимом Grimes — тоже в некотором смысле поп-звезда, только немножко из другой оперы. Пока Адель возрождает некоторые максимально общим образом понятые традиции, Буше неутомимо трудится на переднем крае интернет-культуры и спаивает (от слова «паять», чтобы вы не подумали лишнего) мелодичные и максимально доступные поп-песни с передовой экспериментальной электроникой, что уже заслужило ей звание поп-звезды эпохи tumblr за её предыдущую пластинку «Visions».
На «Art Angels» Grimes настойчиво стучится из непонятного многим мира интернет-блогов в большой мэйнстрим, и, в общем, кто не прислушается, тот дурак. «Art Angels» — головокружительный поп-калейдоскоп, собранный из самых разных причуд. Буше здесь поёт на множество голосов, которые затейливо преломляются, сэмплируются и подвергаются прочим непостижимым трансформациям, сталкивает лбами красоту и дикость (за медовым синти-поп-номером «California» следует восхитительно-маниакальная штуковина «SCREAM», полностью отрабатывающая свой капс-лок гитарным шумом, оцифрованными воплями и диковатым выходом тайской (!) рэперши по прозвищу «Аристофан») и постоянно сочиняет мелодии, что кажется, будто знал их всю жизнь.
При этом за фасадом ласковой и прилипчивой поп-электроники, сыгранной будто вприпрыжку, довольно ощутимо пульсирует течение настоящей меланхолии — не зря первой же строчкой в первой полноценной песне альбома Клер признаётся «This music makes me cry». «I’ll never be your dream girl», я никогда не буду девушкой твоей мечты — такими словами заканчивает Клер этот альбом, в летуче-меланхоличной и невозможно прекрасной диско-песне «Butterfly», которой не постеснялась бы и Кайли Миноуг, на что хочется с улыбкой покачать ей в ответ головой: нет, Клер, поздно, уже стала.
Макsим «Хорошо»
«Говорят хорошо там, где нас нет, а мне так хорошо там, где мы есть» — эти слова из припева титульного номера пятой пластинки певицы Максим можно вполне счесть чем-то вроде её творческого кредо на этом альбоме.
Ласковая, простодушная и искренняя поп-музыка с человеческим лицом и горячим бьющимся сердцем всегда удавалась Марине Максимовой убедительнее многих отечественных коллег — и пятый альбом с простым, но эффектным названием ничего кардинально в этом раскладе не меняет, но убедительно поддерживает статус кво. Это десяток душевно-романтических номеров в привычном музыкальном (немножко упругой синтетической дискотеки, немножко баллад под акустику, много среднего темпа между) и эмоциональном (чуточку грустно, но в основном хорошо и спокойно) диапазоне Макsим — не то, чтобы от них действительно становилось разом ультимативно хорошо, но и плохо тоже совсем не становится, нет.
Puscifer «Money Shot»
Свой проект Puscifer Мэйнард Джеймс Кинан (Tool, A Perfect Circle) придумал в начале нулевых ради хохмы — кажется, последние 15 лет Puscifer потихоньку дрейфовал к званию самого активного проекта певца и винодела в основном в силу продолжительного анабиоза его основных коллективов.
Гибрид концерта и издевательски-комического театрализованного шоу в своей живой ипостасти, в студии Puscifer оставался площадкой для всевозможных исследовательских экспериментов Кинана, вмещая в себя всё от издевательски-похабного кантри до рудиментарного трип-хопа и коматозных дабовых ремиксов — и потихоньку серьёзнел от пластинки к пластинке. «Money Shot», третий альбом Puscifer — место, где Кинан, наконец, принимается вкладываться в эти песни на полную. Здесь поётся о вещах, которые по-настоящему волнуют исполнителя (прогрессивная мысль против мракобесия, непостижимое величие природы и вселенной, парадоксы человеческой природы, злобные ограниченные люди), а песни наконец-то сделаны на привычном по другим группам уровне виртуозности — всплывают неортодоксальные музыкальные размеры, свойственные Tool, вокальные мелодии Кинана, затейливо вьющиеся вокруг ритм-секции, тянутся с той же щемящей красотой, что и в A Perfect Circle (конкретно песне «Agostina» не хватает только атмосферной гитары Билли Ховердела, чтобы достичь свойственной APC пронзительной полуночной эмоциональности).
К концу альбома (где-то вокруг невесомого номера «Smoke and Mirrors») качество немножко ползёт вниз, но всё же — первые 5-6 треков (и ещё парочку во второй половине) «Money Shot» уверенно и с огоньком обгоняет всех своих предшественников в гонке за звание лучшего альбома Puscifer.
Anna von Hausswolff «The Miraculous»
Ещё одна интересная девушка, на этот раз из Швеции, Анна фон Хаусвольфф сочиняет массивные готические песни-симфонии — настолько внушительные, что её новый, третий альбом «The Miraculous», был записан на реальном органе в шведском городке Питео, в устройстве которого предусмотрено до 9 тысяч труб.
Соответственно, готика Анны — никакой не сопливый подростковый романтизм какого-нибудь Вилле Вало, вписывающего сердечки в пентаграмму, это размашистая, драматичная, могучая музыка, написанная будто бы с оглядкой на исполнение в соборах (где она, собственно, частенько не только действительно звучит, но и записывается), песни-мантры, в которых органное гудение подкрепляется группой с гитарами и барабанами. При этом за ритуальной статью чувствуется живое бьющееся сердце живой девушки — эта музыка живёт и дышит, и это делает альбом «The Miraculous» невероятно захватывающей штукой.
Бонусы вдогонку
На своём новом сольнике «Ещё» дважды герой красноярских застенков Гуф передает привет городу на Енисее, а заодно пользуется историй с заключением под стражу как поводом немного задуматься на бегу о жизни — альбом вышел немного задумчивым и лирическим, и Гуф периодически даже извиняется за совершённые в жизни ошибки.
Австралийские ветераны импровизационного минимал-джаза The Necks выпустили новую пластинку — как водится, состоящую из одного трека, головокружительного 43-минутного трипа для фортепиано, контрабаса, ударных и шумов с подходящим названием «Vertigo» (собственно, головокружение), в котором в этот раз, отметим, значительно больше диссонансов и шумов, нежели обычно.
«3=8» — новый альбом проекта «Террариум», собранного Борисом Гребенщиковым; под его общим руководством всевозможные светила русского рока (в диапазоне от Шевчука, Бутусова и Максима Леонидова до Леонида и Евгения Фёдорова) поют, каждый по своему, смешные и задорные песни на стихи Анатолия «Джорджа» Гуницкого, одного из основателей «Аквариума». Альбом можно купить на «Кругах» http://aquarium.kroogi.com/ru/content/3201932-3-8.html — все сборы пойдут на лечение Гуницкого, который тяжело болен.
25-летний венесуэльский юноша Алехандро Герси, выступающий под псевдонимом Arca, помогал с битами Бьорк на её альбоме «Vulnicura» — а теперь выпустил и собственную пластинку «Mutant», кусок обжигающей электроники длиной в два десятка номеров, будто бы и правда постоянно мутирующий прямо на глазах.
Шон Комс, он же Пафф Дэдди, он же Пи Дидди, просто Дидди, и наверняка ещё как-то, наигрался со своими прочими псевдонимами и вернулся к изначальному «Пафф Дэдди». В следующем году он обещает новый блокбастер-сиквел-альбом «No Way Out 2», а пока выпустил бесплатный микстэйп под названием «MMM», бодрую и разностороннюю (хотя и коротковатую) запись, на которой ему помогают Биг Шон, Лил Ким, Трэвис Скотт, Тай Дола Сайн, Future, Jadakiss и Виз Халифа. Сэмплирующий старый фанк трек «Auction», на мой вкус, самый классный.
Лощёный чёрный мужчина Сил расстался с супермодельной женой Хайди Клум, но общей магистральной направленности его творчества это не изменило — но новой пластинке с простецким названием «7», записанной с его давним соратником Тревором Хорном, звучит всё тот же сдержанно-стильный хай-энд поп для взрослых людей в приличных костюмах — лощеные мелодии, немного соула, немного баллад под скрипки, немного сдержанных танцевальных пульсаций. Новых «Crazy» или «Kiss from a Rose», да даже и «Loaded», тут не найти, ну и ладно.
Электронщик Дэниэл Лопатин, выступающий под вывеской Oneohtrix Point Never, выпустил новый альбом «Garden of Delete», сумасшедшую одиссею хаотически сталкивающихся битов, изуродованных до неузнаваемости синтезаторных партий, эмбиентных пассажей, и чёрт знает чего ещё. Совершенно взбесившаяся и завораживающая музыка.
Некогда половина экспериментального соул-r&b-чёрт-знает-что-дуэта Gnarls Barkley, ныне певец Си-ло Грин ведёт довольно успешную сольную карьеру. Его новый альбом «Heart Blanche» — приятная коллекция чёрной поп-музыки несколько ностальгического толка.
«Night of Your Ascension», третий альбом удивительного проекта Wrekmeister Harmonies американца Джей Эр Робинсона, который собирает под свои знамена музыкантов из самых разных коллективов, от участников металлических групп всех мастей вроде The Body, Twilight, Bloodies и Yakuza до Мариссы Надлер и Александра Хаке из Einsruerzende Neubauten и записывает такие эпические треки-симфонии марафонской длины на стыке фолка, минимализма, нью-эйджа, эзотерики и оглушительного металла.