Эх, чёрт — не успею до конца года прописать все неохваченные альбомы образца 2013 года. Ну, что теперь — закончу после наступления Нового Года. А пока — продолжаем разговор.
Mark Lanegan & Duke Garwood «Black Pudding»
Сольный материал и голос Марка Лэнегана сами собой настраивают на то, что перед нами тип суровый и мрачный — а вот его страсть к частым коллаборациям, кажется, намекает совсем на обратное. В этом году к списку сообщников Лэнегана добавился английский мульти-инструменталист Дюк Гарвуд — после совместных концертов и участия Гарвуда в записи отличного прошлогоднего альбома «Blues Funeral» появилась идея сделать целый совместный альбом. Гарвуд обеспечивают всю музыку, Лэнеган пишет песни и поёт их — по разреженности и благородной аскетичности звучания «Black Pudding» ближе всех лэнегановских альбомов последнего времени к его ранним, преимущественно акустическим пластинкам. Тут много звонкой акустической гитары, затейливо вьющейся вокруг суровых кантри-роковых номеров Лэнегана (см. удивительной красоты песни «Pentecostal» или «War Memorial»); хотя одной акустической гитарой дело не исчерпывается. Есть здесь и гипнотически размеренные блюзы, положенные на драм-машинку («Mescalito»), и отмороженный синтезаторный фанк («Cold Molly»), и аккуратные вкрапления отдельных инструментов в довесок к гитаре — двухминутная зарисовка «War Memorial» украшена далёким эхом саксофона, а вкрадчивый номер «Sphinx» сделан под завораживающий стон колёсной лиры. В любом случае, независимо от инструментария, у Гарвуда с Лэнеганом получаются завораживающие, атмосферные песни, с которыми, при всей их кажущейся простоте и лаконичности, хочется провести вместе много-много лет.
Важные треки: «Pentecostal», «Mescalito», «War Memorial», «Cold Molly», «Sphinx»
Mazzy Star «Seasons of Your Day»
Видимо, это в звёздах где-то было прописано — на дворе хороший год для возвращения героев 90-х, герои 90-х, не спите. Вот хорошая группа Mazzy Star — в 90-х записала три хороших пластинки ласковых гитарных колыбельных, озвученных удивительным медовым голосом певицы Хоуп Сандовал, а потом разбрелась кто куда. Сандовал вела дела собственного проекта, но в основном светилась как приглашенная вокалистка всяческих электронщиков (в её архиве совместные записи с The Chemical Brothers, Death in Vegas, Massive Attack и прочими), остальные вовсе куда-то сгинули — и вот в 2013-м, через 17 лет после последнего альбома, внезапно совсем новая пластинка. Что интересно — ровно такая же, как во время оно; тёплый звон акустической гитары, убаюкивающий голос Сандовал, тягучие пряные мелодии, подвывающая слайд-гитара. Это прозрачная, будто бы постоянно тающая музыка, но в ней при этом нет никакой необязательности — это красивые, ладные, уверенно очерченные песни, исполненные нежно и воздушно, но с точным пониманием цели. Ну, и голос Сандовал — всё же совершенно особенное переживание; за все эти годы он совершенно не потерял своей слегка отстранённой сладкой интимности.
Важные треки: «California», «Common Burn», «Sparrow», «Spoon»
Melvins «Tres Cabrones»
В этом году ветеранам рок-подполья Melvins стукнуло тридцать, в честь чего ведомая лохматым сумасшедшим Баззом Осборном группа организовала серию праздничных мероприятий — сначала заделала альбом кавер-версий на артистов, которые на них повлияли, а потом собрала назад свой оригинальный состав, который не играл вместе с 1984 года, и с места в карьер зарезала совершенно новую пластинку с типично ехидным названием «Три придурка». В принципе, «Tres Cabrones» можно счесть таким вводным курсом по Mevlins — все основные привычки группы и их многочисленные особенности представлены здесь во всей красе. Тягучий Sabbath’овский рок с ехидным вокалом и сардоническим чувством юмора, названия вроде «Помойка», «Американская корова» или «Предупреждал же, что я псих», придурошные звуковые зарисовки «Привяжу-ка пипиську к дереву» или «99 бутылок пива», общая атмосфера немного больного на голову мультика — кажется, сколоти Бивис и Баттхэд группу, она звучала бы примерно как Melvins. Что тут ещё сказать — как замечательно, что все эти тридцать лет эти безумцы с нами.
Важные треки: «Dr. Mule», «Tie My Pecker to a Tree», «Dogs and Cattle Prods», «I Told You I Was Crazy»
MGMT «MGMT»
Третья пластинка юных французских поп-кудесников, подаривших миру пять лет назад хит «Kids» (aka песню из рекламы чая «Липтон»). Как и всегда у MGMT, на повестке дня мечтательный психоделический поп, пропущенный через калейдоскоп современных звуковых эффектов и видов звукоизвлечения — будто «битлов» и The Beach Boys запустили в космической центрифуге вместе с кучей старых и новых синтезаторов, парой мультиков, набором безумных дудочек и свистком, и теперь с интересом смотрят, как всё это разрывает на куски и складывает в новый коллаж. Наблюдать за альбомом «MGMT» как за процессом реально захватывающе — потому как не всегда понятно, куда конкретно они вырулят в следующий момент. Другое дело, что в голове эта увлекательная поездка оседает не очень.
Важные треки: «Cool Song #2», «Mystery Disease», «Your Life is a Lie»
Motộrhead «Aftershock»
Двадцать первый (господи, двадцать первый!) альбом самого несгибаемого трио мирового рока, на котором всё ровно так же, как и всегда — звучит грозный турбо-рок-н-ролл, хрипло сипит Лемми, рокочет его неизменный «Рикенбакер». Наверное, «Aftershock» не поставить в один ряд с классическими пластинками группы вроде «Ace of Spades» или «Overkill», но самим Motorhead первым же плевать на это с самой высокой колокольни — свою линию предельно нехитрого утробного рока они гнут давно и настырно, и, судя по «Aftershock», никакого другого занятия в их планах, как ближайших, так и долгоиграющих, не значится. Ну, что — выпьем за следующие двадцать альбомов, вот что.
Важные треки: «Coup de Grace», «Death Machine», «End of Time»
Mouth of the Architect «Dawning»
Четвертая полнометражка пост-металлического американского квинтета, шестёрка эпических номеров астероидного, пост-Neurosis’овского металла. Всё по правилам — тектонические риффы, марафонские песенные дистанции, великанская поступь, широкоэкранные эмоции. Из приятных отличий — три вокалиста, поющие не по очереди, а сразу, и не чурающиеся совмещать хриплый мужицкий рык с чистой бесстыдной эмоциональностью (см. куплеты номера «Sharpen Your Axes» и песню «Patterns»), а также отличные настойчивые барабаны. Ставить на одну полку к отцам (Neurosis, Isis, Cult of Luna), пока, наверное, рановато — но тянутся ребята в правильном направлении.
Важные треки: «Lullabye», «It Swarms», «Patterns»
Mudhoney «Vanishing Point»
Сегодняшняя подборка богата рок-ветеранами родом из Сиэтла — Лэнеган, Melvins, теперь вот Mudhoney. Двадцать пять лет назад Mudhoney возникли на тех же осколках родоначальников гранджа Green River, из которых сложился костяк Pearl Jam. Правда, обналичить чек своей причастности к возникновению гранджа столь же успешно, как у коллег и приятелей группы из Pearl Jam или Nirvana, у Mudhoney не вышло — возможно, потому, что они всю дорогу были злее, страннее и ехиднее, чем прокатило бы для мэйнстрима. «Vanishing Point» — девятый альбом Mudhoney и первый после пятилетнего молчания; тут звучит освежающе рудиментарный припанкованный гитарный рок с упоительно саркастическими текстами. За двадцать пять лет бессменный вокалист группы Марк Арм достиг небывалых высот в изображении молодого Игги Попа, особенно его знаменитого гнусавого сарказма и непочтительного наплевательства по отношению к любым иерархиям. «Vanishing Point» вообще звучит, как выступление отменного комика — Арм читает отповедь пропагандистам позитивного взгляда на жизнь («Отвергай негативное, принимай позитивное — а что делать с нейтральным? Непростая проблема»), высмеивает коллег-артистов, гоняющихся за модой («Валите на хер из моей гримёрки со своим „шардоне“»!), отказывается предаваться ностальгии вместе с коллегами по былым денькам («Я не помню, как тебя зовут, но ты явно всё такое же говно, каким и был тогда»), в общем, ведёт себя, как настоящий прожжённый старый хрыч, но делает это а) страшно обаятельно и б) ужасно смешно. В «I Like It Small» есть даже что-то вроде философского манифеста Mudhoney — «дешевый продакшен, замызганные подвалы и никаких ожиданий»; впрочем, к финалу вместе с Армом титульный припев пропевает целый хор. Да, мы любим, когда всё просто и скромно, на нас таких много и вместе мы — сила.
Важные треки: «I Like It Small», «What to Do with the Neutral», «Chardonnay», «Song This Song of Joy»
Пластинки 2013 — Догоняем паровоз
Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз
Пластинки-2013 — Наш паровоз всё летит
Пластинки-2013 — Постой, паровоз
Пластинки-2013 — А паровоз и ныне там
Пластинки 2013 — Не стучите, колёса