Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Будущая бюджетная революция

Будущая бюджетная революция

03.03.2003
2

Известно, что формирование бюджета, как субъекта федерации, так и муниципального образования - процесс сложный и многогранный. Он требует не только глубоких знаний по состоянию дел в экономике региона или муниципалитета, но и дар предвидения возможных законотворческих действий со стороны федерального центра, ухудшающих и без того сложную ситуацию по собираемости налогов на местах. В последнее время вторая часть тезиса становится все более и более актуальной.

Кому вершки, а кому корешки

И не случайно, что в конце февраля, то есть еще в самом начале процесса исполнений бюджетов текущего года, в краевом центре прошел ряд совещаний, посвященных вопросам бюджетной политики. Свое мнение высказывали не только руководители исполнительных органов власти - Александр Хлопонин и Петр Пимашков, но и депутатский корпус края и Государственной думы. Мнения всех сходятся в одном: год для экономики региона, в том числе и города Красноярска, будет тяжелым.

Причин можно привести несколько. Это и неустойчивая ситуация на мировых товарных рынках (из-за событий в Ираке), рост внутренних энергетических и транспортных тарифов и т.д. Но все же, на мой взгляд, одной из главных причин является неадекватная экономическая политика федерального центра по отношению к регионам.

Не секрет, что "укрепление" российского государства сегодня ведется не только политическими, но экономическими методами, которые в основном сводятся к двум механизмам. Во-первых, это реформа законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. С ее помощью будет проведено окончательное перераспределение значительной части полномочий между федеральным центром и регионами, а соответственно и связанных с ними доходов в пользу первого.

Главной составной частью реформы будет то, что государство создаст беспрецедентный механизм по отстранению от власти руководителей регионов за "экономические просчеты". Вместо них президент сможет назначить свою временную администрацию с полным набором прав и обязанностей. Одним из условий отстранения губернатора станет наличие просроченной кредиторской задолженности в размере, превышающем 30% от доходной части бюджета.

Вторым механизмом по ущемлению прав регионов выступает законотворческая политика Правительства РФ. Именно этим госорганом инициируются действия по постоянной доработке Бюджетного и Налогового кодексов и других нормативных актов. Мы видим, что с помощью различного рода дополнений и новых редакций нормативных документов, постепенно происходит перераспределение налоговых потоков из регионов в Федерацию.

В результате таких действий только Красноярский край за последние три года потерял в доходной части бюджета более 11 млрд. рублей. При этом в текущем году наш регион по своим обязательным нормативным расходам (по версии Минфина РФ) уже сейчас имеет дефицит в размере 6,6 млрд. рублей. Это, в свою очередь, сказалось на свертывании ряда социальных программ, которые так необходимы малообеспеченным слоям населения.

Не менее сложная ситуация и на уровне муниципальных образований. Там также прослеживаются схожие тенденции. С одной стороны, в ближайшее время по всей стране произойдет переход на двухуровневую систему местного самоуправления. Она заключается в том, что поселения, малые города и т.д., войдут в состав муниципальных округов с последующей передачей им части полномочий и налоговых доходов. Крупные города, такие как Красноярск, будут наделены статусами муниципальных округов. Но формирование округов будет производить региональная власть без согласия на это действующих муниципальных образований.

Наиболее интересным является и тот факт, что исполнительный орган субъекта федерации вправе назначать в муниципальных округах, при определенных обстоятельствах, свои временные администрации.

С другой стороны муниципалитеты и без будущих нововведений уже сейчас беззащитны по отношению к вышестоящим органам. Ведь именно региональная власть устанавливает нормативы по налогам, которые остаются в распоряжении городов и районов. Например, в 2003 году городу Красноярску оставили только 69% от общего объема налога на доходы физических лиц, 87% от налога на прибыль предприятий, 50% от налога на имущество юридических лиц и т.д.

От этого страдает доходная часть бюджета города, которая в текущем году не превысит 8,212 млрд. рублей (в том числе по налоговым доходам - 7,012 млрд. рублей и по неналоговым - 0,501 млрд. рублей). При этом ее расходная часть в размере 8,746 млрд. рублей, будет иметь явно выраженную тенденцию к увеличению, так как на плечи муниципальных образований уже сейчас возложены все тяготы по выплате заработной платы бюджетникам, проведение реформы ЖКХ и т.д.

Новые подходы

Вот и получается, что государственная власть полностью обложила "красными флажками" субъекты федерации и муниципалитеты. Они имеют только одни обязанности, без особых прав.

Конечно, можно прикинуться "сирым и убогим" и получать различные финансовые вливания со стороны федерального центра. Прием не новый. Им уже достаточно давно и эффективно пользуется ряд дотационных субъектов РФ. Но данный путь - это "путь в никуда". Посаженный на дотационную "иглу" регион фактически превращается в госучреждение, которое действует на основании "сметы", составленной все тем же федеральным центром.

Второй вариант - это усиление работы по увеличению доходной части бюджета, в том числе ее налоговой и неналоговой составляющей. В этом случае важную роль играет активная региональная инвестиционная политика, которая позволяет привлечь финансовые ресурсы в промышленные предприятия. Во-первых, это привлечение государственных средств по федеральным целевым программам. Во-вторых, эмиссии собственных субфедеральных и муниципальных облигационных займов с целью последующего реинвестирования привлеченных средств в наиболее значимые предприятия и отрасли края. В-третьих, это создание в регионе благоприятного инвестиционного климата, который позволит частному капиталу с наибольшей эффективностью вкладываться в различные промышленные и иные объекты.

Необходимо отметить, что работа в данном направлении в крае уже началась. Так, администрацией Красноярска совместно с Городским советом принято решение о выпуске облигационного займа в размере 140 млн. рублей. Это достаточно смелый шаг. Статистика говорит о том, что в 1997-1998 годах 21 муниципальное образование выпустило собственные ценные бумаги, а после дефолта, в период 1999-2003 годов - только 8.

Но опасность кроется в другом. Мэр Красноярска Петр Пимашков заявил о том, что все привлеченные средства пойдут на финансирование дефицита бюджета. То есть налицо простое поедание инвестиционного ресурса. И в этой связи можно привести пример из нашего недалекого прошлого. В 1911 году Красноярской городской управой был выпущен заем на сумму 600 тысяч рублей со сроком обращения 40 лет. Деньги целевым способом были инвестированы в строительство противопожарного водопровода и организацию электрического освещения в городе Красноярске.

Что можно сказать? Наши предшественники применяли государственные подходы к решению достаточно сложных, для того периода времени, региональных проблем. И у них есть чему поучиться.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать