Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Студенты стремились попасть в этот проект»: как КрасГМУ перенимает зарубежные технологии обучения

«Студенты стремились попасть в этот проект»: как КрасГМУ перенимает зарубежные технологии обучения

15.12.2021
3
Ирина Соловьева, проректор по учебной работе КрасГМУ

В чем заключается суть проектного обучения?

Проектное обучение — прототип модели обучения зарубежных вузов, когда обучающийся самостоятельно выбирает себе дисциплины, которые он хочет изучать, направления, которые ему интересны. Студент «набирает» себе факультатив и идет по собственному графику, осуществляя так называемую индивидуальную траекторию образования. КрасГМУ — университет-первооткрыватель такого типа обучения среди медицинских вузов России.

Обучение в нашем вузе, как и любом другом, регламентировано федеральными стандартами, их предписывает министерство науки и высшего образования, и мы должны им следовать. Таким образом, в вузе «работает» образовательная база, и на нее «наслаивается» проектное обучение.

Например, на первом курсе студент изучал анатомию, на втором курсе к знаниям в области анатомии присоединилось изучение гистологии. Чуть позже у обучающегося появились клинические дисциплины — терапия, хирургия. Одно и то же заболевание студенты исследуют в течение нескольких лет внутри множества дисциплин. А в проектном обучении ту или иную болезнь ребята изучают сразу и с нескольких сторон. Если мы говорим, например, о такой дисциплине в проектном обучении, как «Междисциплинарное исследование мозга», то студенты «одолевают» мозг с точки зрения педиатра, терапевта, невролога, генетика, хирурга, нейрохирурга, реаниматолога-анестезиолога, анатома и гистолога. У таких студентов кругозор намного шире, профессиональной ориентированности — больше.

Как организовано проектное обучение в КрасГМУ?

В этом году студенты — независимо от курса и специальности — могут выбрать для себя интересующий проект, но некоторые кафедры берут на обучение только старшекурсников, потому что считают, что только они обладают необходимыми для проекта знаниями. Многие дисциплины открыты для всех студентов, начиная с 1 курса, а в одной группе могут собраны обучающиеся разных курсов, групп и специальностей. В одной аудитории сидят и будущие лечебники, и педиатры, и стоматологи всех курсов.

Сейчас у нас открыты 26 проектов, родоначальниками которых являются и педиатры, и лечебники, и медицинские кибернетики. Есть уникальная школа, которая называется «Школа главного врача». В работе этого проекта задействованы преподаватели трех кафедр, а студенты отправились на этот факультатив с большим удовольствием. Изначально было набрано более 50 студентов, но затем отобрались ряды поредели.

Мы решили, что проектное обучение — это в некотором смысле часть элитного образования, и студент должен заслужить попасть в проект. В основном определялись требования к успеваемости обучающегося — студент не должен быть задолжником, некоторые кафедры выставляли средний балл зачетной книжки. Преподаватели проектного обучения требуют со студентов больше сил и вовлечения в работу.

Одни из самых больших и востребованных студентами проектов — «Междисциплинарное обследования мозга», «Междисциплинарное исследование сердца», «Кардиоанестезиология», «Фундаментальные основы клинической медицины», в них одновременно участвуют представители более чем 10 кафедр. Сюда записалось колоссальное количество студентов, но отбор прошли только 15-20 обучающихся в каждый проект — вышли полноценные группы.

«Проектное обучение очень развито в Высшей школе экономики, а также в Южно-Уральском государственном университете, и мы связывались с вузами, чтобы узнать, как они организовали у себя такой тип обучения»

В «Школе вакцинолога» заявлено четыре кафедры. Руководитель проекта определила следующие критерии для поступления: факультатив доступен только старшекурсникам, которые обучаются по специальностям «Педиатрия» и «Лечебное дело». Руководитель проекта считает, что у студентов должна быть определенная база знаний, а средний балл зачетной книжки — не менее 4,5. Чтобы изучить особенности вакцинологии, ребята прошли собеседование и написали эссе на тему «Мой взгляд в вакционопрофилактику». Этот отбор будущих медиков не напугал, они стремились попасть в проект, и сейчас в группе обучается 12 человек.

«Студенты с горящими глазами»

Проектное обучение мы ввели в этом году, а с 8 ноября процесс обучения в КрасГМУ выстроился особенным образом — на очном формате остались первый и выпускной курс. Однако мы решили, что проектное обучение в определенном смысле элитное, и студенты добивались, чтобы попасть в проект, который также требует особой вовлеченности и обучающегося, и преподавателя, поэтому такие особенные занятия проводятся в очном формате при предоставлении QR-кода. Нужно отметить, что все студенты — вакцинированы.

Преподаватели КрасГМУ отмечают, что студенты приходят на занятия с горящими глазами, им здесь интересно, они задают вопросы. В феврале мы проведем анкетирование и выясним, насколько им понравилась организация учебного процесса, тогда и решим, как изменения стоит запланировать в следующем году. Для нас это «пилот», надеемся, большого прорыва — но пока что мы ориентируемся на отзывы студентов и преподавателей.

Интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать