Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Укрупняйтесь, господа, укрупняйтесь

Укрупняйтесь, господа, укрупняйтесь

25.03.2004
1

Укрупнение регионов – словосочетание, которое в последнее время появляется в средствах массовой информации с завидной частотой. Проблема эта для новейшей России относительно новая, и отношение к ней колеблется в диапазоне от резкого неприятия («Имперские амбиции не пройдут!») до полной и безоговорочной апологетики. По крайней мере, на словах практически все главы регионов, которые значатся в планах «слияния», эту инициативу разделяют и поддерживают.

Граждане! Сдаем суверенитеты…

Официальной датой начала процесса «собирания земель» в современной России можно считать 17 декабря 2001 года. Тогда Президент подписал Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В нем, помимо порядка вхождения в РФ субъектов извне, содержался и тактичный намек, что мол, если двое или больше уже вошедших захотят объединиться, то никто препятствовать этому не будет. Разумеется, инициатива «аншлюса» должна идти снизу, то есть только после проведения референдума. Лишь при положительном решении населения региона, Президент выносит проект слияния на рассмотрение Государственной Думы.


Территории

Механизм слияния уже опробован на практике. В декабре 2003 года за объединение высказались жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Подготовка к референдуму шла в крайне нервозной обстановке, если верить отзывам очевидцев и участников этого процесса. Помимо того, что приходилось преодолевать самый натуральный национализм, который в депрессивном и нищем Коми-Пермяцком АО пустил глубокие корни (коми-пермяцкий национализм, подумать только!), были у референдума и другие проблемы. В частности, его проведению и благоприятному исходу очень активно противодействовал олигарх-изгнанник Борис Березовский. Разумеется, руками своих эмиссаров. Причем, сумма, затраченная им на эти цели, намного превосходила сумму, освоенную его оппонентами. Что еще раз доказывает, что Березовский твердо намерен положить жизнь на то, чтобы Кремлю не жилось спокойно. Даже если прямой выгоды от того, что под откос уйдет тот или иной проект, рожденный за зубчатой стеной, для БАБа нет. Однако усилия противников референдума были тщетны: и в области, и в округе почти 90% проголосовавших высказались за объединение.

Три в одно

Пермяки – пермяками, но в Красноярском крае интеграционные процессы начались гораздо раньше. А если сказать попроще, то идея объединения носилась в здешней атмосфере с середины 90-х. Тогда, если помните, появилось общественное движение «Единый край» во главе с Евгением Васильевым и Андреем Зберовским. Говорить о том, что оно имело хотя бы какое-то политическое влияние, не приходится. Так, вывеска есть, а что за ней – непонятно. Однако факт остается фактом. Идея имела место быть. Но настоящую «плоть» инициатива укрупнения обрела в начале 2002 года стараниями губернатора Красноярского края Александра Лебедя.


Александр Лебедь

Тогда эта идея стала спасительной для главы Совета администрации в момент, когда местную политическую систему раздирали противоречия. Законодательная «фронда» не упускала ни малейшего повода, чтобы кинуть камень в огород исполнительной власти. Вдобавок ко всему, взбунтовались «севера», которые заявили права на Норильск, что для бюджета края было уже смерти подобно. Слова «единый», «вместе» и т. д. в русском языке всегда имели сугубо положительный оттенок – всех нас еще в школе учили, что плохие монголо-татары завоевали Русь исключительно потому, что князья никак не могли договориться друг с другом. И безо всякого мониторинга было ясно, что население этот проект воспримет «на ура». И вот, имея в активе благословение Президента Путина на объединение, Лебедь с энтузиазмом принялся воплощать идею в жизнь. Однако этот энтузиазм на его коллег по губернаторскому цеху не распространялся. И если Таймыр занимал достаточно гибкую позицию по отношению к этому вопросу, то Эвенкия была уже однозначно против.

Ще не вмерла Эвенкiя!

Главный «эвенк» Борис Золотарев с самого начала давал предельно резкие комментарии по поводу заявлений Александра Лебедя о возможном объединении. По мнению главы Эвенкии, никаких предпосылок для слияния нет и не было, а Лебедь ни с кем предварительно не советовался. Историческое совещание 15 апреля 2002 года в Туруханске, где три губернатора должны были определиться с дальнейшими действиями, не состоялось. Золотарев тогда заявил, что встречи с избирателями для него гораздо важней. Это была уже откровенная «пощечина» в адрес Красноярского края. В этом плане ветви власти Эвенкийского АО тогда продемонстрировали завидное единодушие. Губернатора поддержал Суглан, который чуть позже выступил с обращением к спикеру ЗС Красноярского края, общий смысл которого сводился к фразе: «Оставьте нас в покое!». Интересно, что поводом для обращения стало известие о создании в крае инициативной группы по проведению референдума об объединении трех субъектов в один.


Территории

Под именем инициативной группы, кстати, скрывался крайком КПРФ, который, как всегда, прочувствовал текущую конъюнктуру и вознамерился поднять немного свои рейтинги накануне досрочных выборов главы края. Крайизбирком идею зарубил, и больше коммунисты возвращаться к ней не стали, найдя со временем себе новую «игрушку» - реформу ЖКХ.

Но если в 2002 году Эвенкия могла совершенно спокойно заявлять о своем нежелании объединяться с кем-либо, то спустя два года ее положение в этом плане весьма ухудшилось. Тому есть ряд причин. Это, в первую очередь, события вокруг ЮКОСа, выходцем из которого, как известно, является Борис Золотарев (арест Ходорковского, изгнание из Совета Федерации представителя от Эвенкии Василия Шахновского и недавний пристальный интерес Генеральной прокуратуры к руководству округа), и приход к власти нового руководства Красноярского края. Уже ясно, что слияние Таймыра с Красноярским краем - дело времени. Почему, думаю, объяснять не надо. Эвенкия в этом случае превратится в территориальную и политическую «кость в горле», которая будет портить общую картину. Судя по всему, давление на руководство округа уже идет.

Однако, Эвенкия в этом плане скорее исключение, чем общая тенденция. Поскольку, повторюсь, большинство глав территорий РФ двумя руками «за» объединения. В ближайшей перспективе создание «новой версии» Красноярского края – плюс Таймыр и Эвенкия, а может быть, и Хакасия с Тувой. На очереди Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Иркутская область и Усть-Ордынский АО. Первая ласточка уже имеется: на днях соответствующий закон об образовании Пермского края был одобрен Советом Федерации. Одним субъектом стало меньше, процесс пошел…

Клим Найменов

Рекомендуем почитать