Главная
>
Статьи
>
Тяжелые «Кирпичи», Дельфин, блюз, Питер Гэбриэл и сумасшедший гитарист

Тяжелые «Кирпичи», Дельфин, блюз, Питер Гэбриэл и сумасшедший гитарист

02.04.2004
4

 

Кирпичи
«Let’s Rock!»
SBA Production, Inc., 2004.

Наверно, «Let’s Rock» следует назвать поворотным в карьере группы. Поскольку он кардинально отличается от предыдущего творчества «Кирпичей». Мастер слова Вася и его коллеги реанимировали декларируемый на заре своей карьеры лозунг «Кирпичи тяжелы!». Со смешанными чувствами можно констатировать, что роман «Кирпичей» с хип-хоп-культурой закончен: новый альбом записан в жестком гитарном стиле. Тут тебе и хардк-кор, и панк, и даже что-то похожее на трэш («Я под кайфом»). Смущает одно: выбирая между хип-хопом и гитарным роком, лично я выберу, конечно, второе. Но творческая «фишка» «Кирпичей» как раз и заключалась в том, что они творили на стыке этих двух культур. А теперь, выходит, нет ее? Гитарных групп полно, а «Кирпичи» были уникальны в своем роде. Хотя марку они и сейчас держат – талант не пропьешь! – коллектив выдает приличное «мясо», а тексты песен по-прежнему вне конкуренции. Отдельное удивление вызвало наличие на альбоме кавер-версии «Working class hero» Джона Леннона под названием «Рабочий класс мира». А в числе лучших песен на альбоме фанаты уже называют «В загон» и «В огонь» (первые две на диске), а также «Иру» и «Свинью». Хотя раскол в их лагере налицо. И ясно, что мордобития и склок между поклонниками «Кирпичей» на предмет того, хороший «Let’s rock» альбом или отстойный, не избежать.

 

Дельфин
«Звезда»
Universal Music Russia, 2004.

Дельфин не перестает поражать, от альбома к альбому все больше раскрывая свой воистину безграничный творческий потенциал. Ну, кто мог подумать лет 12 назад, что в недрах сексуально озабоченного «Мальчишника» зреет для сольного творчества такая глыба, такой матерый человечище! «Звезда» записана в духе инструментального минимализма, где в качестве базовой формы берется сочетание двух основных инструментов (в основном, гитара и синтезаторные ударные), которые ни в коем случае не должны отвлекать внимания от голоса и слов. Всех прочих звуков – совсем чуть-чуть, в меру. Более чем скромные вокальные данные Дельфина совершенно не смущают, а срывающийся голос, скорее, усиливает общее ощущение тоски и печали, которой проникнут материал альбома. Как, в общем-то, и всё творчество Дельфина. Если говорить конкретно о «Звезде», то все песни на ней можно условно разделить на три категории: тоска, светлая тоска и истерия. В качестве лучших в первой номинации можно назвать «Имя», во второй – «Серебро», в третьей – песни «Сумерки» и «Весна». Хотя это дело, разумеется, сугубо личное.

 

Eric Clapton
«Me and Mr. Johnson»
Reprise Records, 2004.

Жил некогда в Америке чернокожий блюзмен Роберт Джонсон. Как и положено настоящему блюзмену, Джонсон никогда нигде не работал, шлялся по стране, играл за деньги в барах и умер молодым (могилу, кстати, нашли всего три года назад), по одной из версий, будучи отравленным мужем-рогоносцем. Джонсон еще при жизни стал легендой. И потому, что был непревзойденным виртуозом; и потому, что пользовался огромным успехом у женщин; и потому, что его обвиняли в сделке с Дьяволом. По легенде, ему он продал душу. И именно на основе творческого наследия этой легендарной личности и записан новый альбом Эрика Клэптона. Как описать всю значимость и ценность этого диска в контексте истории современной музыки? Буду краток: Бетховен играет Баха. Низкий поклон музыкальной легенде прошлого от аналогичной легенды настоящего. Ну и, конечно, Clapton is God.

 

Peter Gabriel
«Growing Up Live»
Rainbow Records, 2004.

Слушать концертный двойник Питера Гэбриэла одновременно приятно и грустно. Приятно оттого, что это Гэбриел, оттого, что «Secret world», «Digging in the dirt» и Тони Левин на басу. Грустно оттого, что ощущаешь себя каким-то бедным родственником. Вот, кому-то повезло присутствовать на концерте, а ты сидишь тут как дурак в наушниках. Из чувства мазохизма можно еще буклет полистать, полюбоваться на то, что Гэбриэл на концерте вытворял: на велосипеде катался, на камеру всех снимал, в какую-то светящуюся сферу залазил… Нет, определенно, концертники Питера Гэбриэла нужно приобретать только на DVD. Естественно, «Growing Up Live» на подобном носителе тоже вышел.

 

John Frusciante
«Shadows Collide With People»
East Records, 2004.

Прослушав новый сольник гитариста RHCP, могу констатировать: а) Джон Фрусчианте в группе играет роль, аналогичную той, что некогда Сид Баррет играл в «Пинк Флойд» – сумасшедший гений, б) «Shadows Collide With People» на голову выше «By the way». Последнее творение Фрусчианте настолько буйно раскрашено безумными кислотно-наркотическими цветами, что хочется воскликнуть: «Да, Джон, опоздал ты родиться!..». «Shadows Collide With People» местами звучит как музыкальное оформление к картинам Энди Уорхала или апокрифическое выступление неизвестного гения на Вудстоке: длинноволосый идиот сидит на зеленом холме, радуясь красному солнцу и желтому небу. Влияние все тех же ранних Пинк Флойд, кстати, ощущается очень сильно: и в экспериментах с электроникой, и в общем творческом настрое. Последний выражается, прежде всего, в полнейшем наплевательстве на аранжировки. Есть мелодия, которая напевается под акустическую гитару – хорошо. Потом друзья разберут прочие инструменты и подыграют, что еще лучше. А потом в углу обнаруживается завалявшийся синтезатор, который тоже идет в дело. Правда, в ходе размышлении о том, в какой момент песни его лучше впихнуть, рождается еще пара инструменталов, но они тоже идут в дело и т.д. и т.п. Во все времена были и будут музыканты, которые думают о том, что их новый альбом поразит публику, а не о том, как он будет продаваться. Или не думают вообще ни о чем. Судя по всему, Джон Фрусчианте придерживался последнего. Просто сидел в студии и радовался.

PS: И плевать он хотел на то, что в середине каждой песни должно быть гитарное соло!

Коля Пещерный

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать