Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Смерть капиталу!»: как жили и работали в первой и единственной в Приангарье коммуне

«Смерть капиталу!»: как жили и работали в первой и единственной в Приангарье коммуне

02.03.2022
65
Коммунары у скотного двора. 1923-1926 гг. с. Чунояр
Фотография взята у жительницы с. Чунояр Марии Ивановны Силкиной

Весной 1920 года в деревне Чунояр в доме Хрусталева собрались местные мужики, желающие поменять жизнь к лучшему. Это были бедняки, ссыльный люд, бывшие участники партизанских отрядов, помогающих установлению советской власти. Решили объединиться в сельскохозяйственную коммуну (коммуна — идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы, общую работу и доход — прим. Newslab). Выбрали удобное место в 12 километрах от деревни ниже по течению таежной реки-красавицы Чуны — и обосновали.

В коммуну вошли 12 хозяйств, в том числе батрацкие Антона Осиповича Хрусталева, Данила Антоновича Апановича, Гаврила Александровича Роземблита. Для совместной работы получилось 12 лошадей, 4 плуга и 1 жатка. Начинать было сложно — время тяжелое, многие выступали против создания коллективного хозяйства, кулаки не дремали, а по тайге бродили всевозможные банды. Того и гляди, напакостят или сожгут. Но коммунары были вооружены и готовы постоять за своё.

Первые полтора месяца жили в землянке. Потом из Чунояра перевезли дом, в котором поселились все члены коммуны. Летом того же года сплавили по реке и поставили еще два дома. К осени срубили еще один.

Первым председателем коммуны избрали Антона Осиповича Хрусталева. По его инициативе коммуне дали название «Смерть капиталу!». Счетоводом с первых и до последних дней был Ефим Перфильевич Брюханов. Вопросами животноводства занимался Гаврил Александрович Роземблит, агрономом работал А. Г. Тарасенко.

Участники первой районной партийной конференции
Источник: angarka.info

Дела в коммуне, которая пополнялась все новыми и новыми хозяйствами, шли успешно. Жизнь стала интересной. Все вместе работали в поле, пахали, сеяли, убирали урожай. Обработка почвы производилась конными плугами, боронами. Сеяли и конными сеялками, и вручную разбрасывали семена. Хлеб скашивали конными жатками, а все остальное выполняли вручную — вязали снопы, ставили их в суслоны и скирдовали. Когда уборка урожая затягивалась, выходили все, кто может, и жали хлеб вручную, серпом. Обмолот вели молотилкой. Заготавливали сено, благо рядом были удобные и богатые покосы. Сажали много картофеля, огурцы сеяли прямо в землю и собирали обильные урожаи. Занимались охотой и рыбалкой.

Все коммунаровцы питались в одной общей столовой. «Мне очень нравилось, когда по общему сигналу приходили все в столовую на обед или ужин. Женщины дежурили по очереди и накрывали большие столы. И в этом деле чувствовались организованность и порядок», — вспоминал коммунаровец Петр Васильевич Рукосуев.

К концу двадцатых годов в коммуне насчитывалось 113 голов крупного рогатого скота, 42 лошади, 218 овец, 168 свиней, 420 кур. Из сельхозинвентаря имелись 5 конных сеялок, 12 конных плугов, 2 дисковые и 2 пружинные бороны, культиватор, ветряная и ледяная мельницы.

В 1930 году коммуне со всеми средствами производства было предложено влиться в общий процесс коллективизации. Другими словами, стать у истоков образования колхозов в Приангарье. Благодаря опыту организации сельского хозяйства коммунаровцы стали активными участниками коллективизации. Так, в июле 1930 года коммуна «Смерть капиталу!» преобразовалась в сельхозартель «Смерть капиталу!», а позже — в колхоз имени ХIХ съезда КПСС. Постепенно все коммунаровцы переселились в д. Чунояр, а к колхозу стали примыкать новые и новые деревенские жители.

Съезд колхозников-ударников, 1935 г.
Источник: bogbiblio.ru

Единственная в Приангарье коммуна сыграла свою положительную историческую роль. В колхозе сельчане зарабатывали достаточно много трудодней, меньше стали испытывать нужду. Появилась возможность выезжать на лечение и отдых. Организовалась школа, библиотека. Всё шло хорошо, жизнь людей постепенно налаживалась.

По материалам газеты «Ангарская правда»

Рекомендуем почитать