Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«В один миг вся твоя жизнь обесценилась»: как красноярские креативщики выживают в интернет-блокаде

«В один миг вся твоя жизнь обесценилась»: как красноярские креативщики выживают в интернет-блокаде

15.03.2022
87

«Не вижу светлого будущего и перспектив»

Фотограф Андрей Ситничук. Занимается бизнес-портретами, репортажной съемкой и созданием снимков на документы, а также преподает фотографию и ретушь

Фото: vk.com/stnchk

В начале этого года я успел неплохо закупиться оборудованием, потратил на это много денег — купил профессиональный свет, кучу оптики и разных фонов для фото. Начал основательно заниматься рекламой, разгреб клиентскую базу и собрал воедино портфолио. Но в один день всё перевернулось.

Я поймал себя на странном и страшном ощущении — с одной стороны, я рад, что успел закупиться всем необходимым, но с другой — я потратил деньги практически в никуда. В конце февраля были приостановлены абсолютно все текущие заказы и проекты, одна за другой начали отменяться съемки. Личные клиенты тоже куда-то исчезли. Кажется, сейчас ни у кого нет денег, никто ничего не знает, а бизнес завязан на крупных игроках, и работать стало особо не с кем — зарубежные бренды ушли, а российских еще не появилось.

То есть ты всю жизнь мечтаешь, растешь, добиваешься поставленных целей, расставляешь приоритеты, хочешь сказать миру что-то важное — и в один миг вся твоя жизнь обесценилась. Это не дефолт 1998 года, когда Россия открылась — в 2022 году случилось нечто другое. Наши знания, умения, «человекочасы», вложенные в себя, стали ненужными. Мы остаемся с обесцененными деньгами и растертыми в порошок амбициями.

Многие окружающие чувствуют сегодняшний день так — не только фотографы и дизайнеры, но и юристы, простые работяги. Каждый человек сейчас переживает подобное. Кажется, будто выгодно, когда вместо свободных людей — рабы без амбиций, они будут довольствоваться тем, что они живы, сыты — и у них есть возможность забыться. Я не знаю, как люди с этим справляются — не вижу светлого будущего и перспектив, и жалею, что не хватило решительности уехать. Всё, во что люди вкладывают свои жизни, в любой момент может быть уничтожено.

«Тихие воды не делают хороших моряков»

Дарья Свергун, SMM-фрилансер и фотограф

Фото из личного архива героини материала

Рынок социальных сетей перестраивается — привычные для нас площадки пару дней назад заблокировали, соответственно, оттуда ушла и реклама. Пока я не наблюдаю особой текучки заказчиков, все готовы подстраиваться под новые реалии, использовать дополнительные методы продвижения.

Сейчас мы постепенно переводим аудиторию на дополнительные площадки в зависимости от целевой аудитории — «ВК», «Одноклассники», «Телеграм». Или используем альтернативные методы продвижения — SEO и контекстную рекламу.

Мне нравится, что сейчас наступило то время, когда на рынке останутся только действительно хорошие специалисты, гибкие, готовые быстро принимать решения и ориентироваться в новых условиях. Сейчас ниша освобождается, так как многие испугались сложностей, но те сммщики, которые увидели точку роста в сложившейся ситуации, в итоге выйдут на новый уровень.

Я в своих личных проектах делаю большой упор на контент-планировании, провожу съемки для бизнеса, и некоторые заказчики действительно немного урезали бюджет, сделав упор именно на рекламу и продвижение. Однако клиентов хватает, и позже, когда ситуация стабилизируется, мы поймем, на каких площадках нужно работать активнее.

В целом мой настрой позитивный — я рассматриваю проблему как огромную точку для роста и развития своих профессиональных навыков, проверку на прочность. Говорят: «Тихие воды не делают хороших моряков», — поэтому работаю дальше.

«Мы поймем все „беды“ в медиа чуть позже»

Вова Владимиров, руководитель и продюсер двух видеопродакшенов: FERMA (специализируется на производстве рекламных роликов, ивент, документальных фильмах и кино), а также LOVE IS (здесь трудится команда свадебных видеографов)

Мы поймем все «беды» в сторону медиа чуть позже, и они, к сожалению, неизбежны. Только в России индустрия кино, рекламы и музыкальных клипов начала развиваться, как в одночасье всё как будто растворилось. Мы ощутили это, даже проживая в регионе. В конце февраля по понятным причинам клиенты заморозили текущие проекты, но затем начали потихоньку выходить на связь, и мы возобновили «текучку». А я как руководитель двух продакшнов не могу позволить себе дать слабину в такое сложное время, поэтому буду «топить» до конца. Всех своих специалистов безумно люблю, и мы справляемся сейчас вместе.

Мы пока не знаем, как новые реалии коснутся свадебной индустрии. Поймем ситуацию, когда снова откроется свадебный сезон. В пандемию количество заказов свадебной видеосъемки увеличилось вдвое, чем за год до этого. С нынешней ситуацией мы сталкиваемся впервые, но верим и надеемся на еще больший наплыв клиентов. Надеемся, что коллеги-видеографы не уничтожат рынок, создаваемый годами, раньше времени. Более того — мы продолжаем набор специалистов на разные наши вакансии.

Вопрос оборудования у нас особо никогда не стоял, его хватит на всех, возможности аренды остались. У каждого видеографа в Красноярске имеется и свое — пусть минимальное — оборудование. Новинок в ближайшее время мы вряд ли увидим, но хотелось бы напомнить, что дорогущая техника — это не главное, а всего лишь инструмент. Знания — вот что важно. Кино уже снимали и на телефон (тот же фильм «Не в себе» Стивена Содерберга).

С работой в специальных программах для видеопроизводства тоже пока затишье — те, кто успел купить подписку Adobe, смогут работать еще целый год. От других компаний-разработчиков санкций еще не поступало, но дальше покажет время. Русский человек всегда найдет выход!

Думаю, что сейчас мы живем в интересное время, и нужно еще больше сплотиться, привлекая на проекты знакомых и незнакомых специалистов. Если соцсети уйдут из России, у нас поменяется только то, что нас сложнее будет найти клиентам, но кто ищет — тот всегда найдет. Сейчас нет никакого конкретного кризисного плана, просто надеемся и верим. Желаю каждому креатору принимать решения с холодной головой. Мы справимся со всеми трудностями вместе — всё у нас будет! Вместе мы — сила!

«Если забивают гвозди — пробьем головой»

Продюсер Григорий Жгилёв и оператор-постановщик Сергей Меньшенин из видео-продакшена «Шишка.Медиа»

Оператор-постановщик Сергей Меньшенин и осветитель Андрей Латыш
Фото: «Шишка.Медиа»

Григорий: Наш видео-продакшн специализируется на презентационных роликах и рекламе для ниши B2B, и сейчас у нас есть заказы, а мы в целом настроены позитивно. Компании и дальше продолжат заказывать видеоролики, но по прогнозам рекламы в целом может стать меньше. Крупные бизнесы разберутся с финансами, но им и дальше нужно будет продвигаться. Поэтому сейчас мы ведем большую работу, чтобы показать, что мы есть на рынке — у нас богатое портфолио, а также конкретные знания, которые мы можем предложить другим компаниям.

Сергей: Сейчас все бизнесы вокруг перестраиваются, кто-то испытывает сложности, и мы понимаем, что период будет непростым, но нет ощущения, что всё пропало. Наши заказчики не сидят в соцсетях, для нас блокировки не смертельны. Пока сбоев в программах, которыми мы пользуемся, не было, и если появятся проблемы — будем их решать. Сценарии лучших фильмов писались в устарелом софте, не важно, где собирать кино — можно адаптироваться.

Будем ждать новостей, могут быть сложности, но нам придется искать выход — мы всю жизнь в этой сфере, куда уходить? Если забивают гвозди — пробьем преграды головой.

Надеемся развиваться и дальше, попробовать выйти на другие рынки — больше снимать для других городов. Трудно предсказать, что конкретно нас ожидает, происходит перестройка. У кого-то уменьшилась конкуренция и появились новые ниши, где можно вырваться вперед. У кого-то дела плохи.

Григорий: Но в целом, эта ситуация — новый вызов, с которым придется столкнуться. Ощущается, что предприятия мобилизовались и готовы всё преодолеть. Другого выбора у многих просто нет. Настроения витают разные, но мы смотрим вперед позитивно.

В ближайшее время Newslab расскажет о людях, которые перешли на «удалёнку», а теперь вынуждены адаптироваться к новым — непростым условиям. Следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.

Анастасия Гнедчик специально для Newslab

Рекомендуем почитать