Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Планы модернизации завода — наполеоновские!»: экоактивистам устроили экскурсию на КрАЗ

«Планы модернизации завода — наполеоновские!»: экоактивистам устроили экскурсию на КрАЗ

18.04.2022
3
Красноярские экоактивисты проверили работу КрАЗа. Что на производстве им понравилось, а к каким моментам возникли вопросы?

Проект «Экологическая реконструкция Красноярского алюминиевого завода» — часть программы модернизации сибирских предприятий РУСАЛ, запущенных по инициативе основателя компании, Олега Дерипаски. Модернизация КрАЗа рассчитана на 2023-2028 годы и потребует порядка 115 млрд рублей — все работы РУСАЛ делает на свои и заемные деньги.

Но что именно сделают с заводом? На его территории возведут два больших корпуса с электролизерами РА-550, работающими на технологии обожженного анода. Основные преимущества нового производства:

  • втрое снижаются выбросы по фторидам;
  • до нуля снижаются выбросы бензапирена;
  • расход электроэнергии на производство снижается на 16,5 %;
  • 11 из 23 старых корпусов демонтируют — на их месте сделают парк.
Вместо 23 корпусов на КрАЗе к 2029 году будет 12. Два новых технологичных корпуса обеспечат тот же объем продукции, что и 11 старых — то есть порядка 530 тысяч тонн алюминия в год. В РУСАЛе рассчитывают, что новая технология радикально улучшит экологическую обстановку в Красноярске, и «черное небо», наконец, покинет наш город

В результате перестройки КрАЗа, согласно документации об оценке воздействия на окружающую среду, снизятся выбросы 1 и 2 класса опасности, в том числе и бензапирена — до нуля — на новых производствах, а фторидов — на 2/3. Ознакомиться с материалами ОВОС можно на официальном сайте компании.

Перед официальной процедурой общественных слушаний РУСАЛ инициировал ряд встреч учеными, общественниками и экологами, чтобы в спокойной обстановке и более глубинно обсудить вопросы грядущего преображения КрАЗа. На одну из таких встреч пригласили активистов движения «За чистый воздух», где результатом встречи стало приглашение своими глазами увидеть предприятия РУСАЛа: но не только КрАЗ, еще и БоАЗ — алюминиевый завод в Богучанах, который компания построила совсем недавно и оснастила современными электролизёрами. Но на КрАЗе после перестройки будут ещё современней. И экологичней. После поездки в посёлок Таёжный экоактивистам «распахнули» и турникеты КрАЗа.

В первую очередь отправляемся на электролизное производство, именно этих производственных мощностей коснутся «грядут большие перемены». Как мы уже отметили, проект перестройки завода предусматривает демонтаж корпусов, построенных еще во времена СССР, и строительство новых с переходом на технологию обожженного анода. А что на производстве «творится» сейчас?

«В ванной находится расплав металла и электролита. Металл более плотный и находится внизу, а электролит наверху. Рабочая температура процесса — 953 градуса. Расстояние между подошвой анода и расплавленным алюминием составляет порядка 6-6,5 см. В этом зазоре и происходит сам процесс электролиза. Как? Глинозем загружается в бункер, по команде происходит питание ванны, пробойник „пробивает“ корку электролита, и строго дозированная порция глинозема в 1,5 килограмма попадает в электролизер. Так глинозем распадается на алюминий и кислород. Уже сейчас данный электролизёр по количеству выбросов приближен к новой установке с обожженными анодами, которая появится здесь во время модернизации», — пояснил Андрей Богдановский, мастер участка управления технологией в корпусах электролиза.

В сутки один электролизёр производит 1070 кг алюминия, а из двух тонн глинозема получается тонна металла. Андрей Богдановский также рассказал, что старый тип электролизера был установлен на площадке КрАЗа в 70-х, и с тех пор бортовая футеровка с угольной сменилась на карбидокремниевую. Если говорить простыми словами, то благодаря другому материалу, «окружающему» электролизёр, утечки расплава быть не может, поскольку карбид кремния — очень прочный материал.

«По сравнению с тем, что здесь было 8 лет назад, на участке электролиза воздух стал чище, а весь цех хорошо просматривается, и это очень большой плюс. Процесс стал более чистым и автоматизированным. Здесь у меня возник вопрос — мы понимаем, что в процессе электролиза серные ванные открываются и закрываются, то есть выбросы есть, и на эти моменты нужно обратить пристальное внимание. Однако планы модернизации КрАЗа — грандиозные и даже „наполеоновские“, хочется, чтобы они были реализованы», — заявил общественник Сережа Абелян.

Далее мы направились в литейное отделение

Из электролизера жидкий алюминий транспортируют с помощью специального ковша — выглядит он как гигантская кружка. Металл весом в 4 тонны доставляют из электролизного корпуса в литейное отделение. Там его переливают в огромный миксер, в котором, как и в кухонном, происходит перемешивание — только вместо лопаток магниты, которые смешивают в сплав металлы. Старший мастер литейного отделения № 1, Константин Борзов, рассказал, что основные компоненты, которые добавляются в сплав — это кремний и магний. Но состав каждого сплава зависит от заказа, а точнее, конечной продукции — для сплава, из которого делают облицовочные панели для фасадов домов нужен один состав, а для, например, колёсных дисков или алюминиевых банок — совсем другой.

Общественник Сережа Абелян (слева) и старший мастер участка производства цилиндрических слитков Константин Боржов (справа) обсуждают важные производственные детали

Жидкий алюминий, нагретый до 780 градусов, выливается в миксер, а внутри него «подключаются» добавки для достижения необходимого химического состава. Температуру в миксере выдерживают до 715 градусов, тогда и начинается процесс производства.

Материалы по теме

На выходе — готовые слитки. Например, слитки длиной 11,5 метров выпускает только КрАЗ — единственный в мире. А готовая продукция идет также в строительство мостов или производство колесных дисков, например.

«Я узнала от общественников, что планируется экскурсия на КрАЗ — и можно будет посмотреть, как здесь всё устроено. Также у меня многие знакомые работают на производстве, поэтому мне особенно было интересно посмотреть, как здесь организована работа. Также я неравнодушно к тому, что происходит с нашим небом и воздухом. Левый берег, Роща — это все-таки районы КрАЗа. Сейчас особенно ясно, что нужно модернизировать площадки завода, большое внимание уделять очистке продуктов распада от вредных примесей. Надеюсь, что мы дождемся изменений в качестве воздуха в Красноярске», — отметила красноярка Екатерина.

Отправляемся дальше

Третий пункт нашей экскурсии — самая волнующая для экоактивистов зона — это диспетчерская газоочистной установки. Каждый корпус КрАЗа обсуживают две газоочистные установки.

Вадим Аксенов, мастер отделения пылегазоулавливающих устройств № 2, рассказал неравнодушным красноярцам, как устроена система очистки газов от вредных примесей.

Вадим Аксенов, мастер отделения пылегазоулавливающих устройств № 2 сейчас исполняет обязанности начальника ОПФС

«На нашем заводе 23 корпуса электролиза, и на них приходится столько же газоочистных установок, поскольку процесс электролиза сопровождается выделением спектра газов, — рассказывает Вадим Аксенов. — Установки призваны очистить выделяемый газ от вредных примесей. Газоочистная установка на этапе сухой очистки работает таким образом — газосборный колокол через дымосос протягивает газ сквозь систему рукавных фильтров, с дымососа газ тянется. Конкретно на нашей газоочистке — четыре фильтра, у каждого — 208 гофрированных фильтров-рукавов».

Объяснял, в чем специфика онлайн-мониторинга, а также запаха в районе завода и новой модернизации площадок Игорь Фомичев, начальник отдела экологии технического департамента алюминиевого дивизиона компании РУСАЛ.

«На сегодняшний день заложенные в проект модернизации КрАЗа системы газоочистки подразумевают очистку более чем на 99 % по некоторым веществам. Эта двухступенчатая очистка аналогична уже существующей, но лучше в мире еще не придумали. Первая ступень — очистка абсорбентом-глиноземом, вторая — мокрая очистка диоксида серы, потому что остальные вещества уже осаждены. Система автоматического контроля будет установлена на трубах, и она призвана постоянно анализировать результаты двухступенчатой очистки. Десятки лет мировые предприятия работают по этой технологии, она выверенная и адекватная», — отметил Игорь Фомичев.

Сегодня РУСАЛ выполняет все работы по планируемой перестройке КрАЗа по графику. Подготовлена проектная документация по перестройке, сделана оценка по воздействию на окружающую среду. Следующий обязательный шаг — общественные слушания, которые состоятся 15 апреля. После них проект отдадут на экологическую и государственную экспертизы.

Анастасия Гнедчик специально для Newslab,
фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать