Танцы вместо рисования
В детстве я много рисовала. Однако родители отправили меня на танцы и гимнастику. Рисование на пару лет отошло на второй план. К тому же тогда нам приходилось много переезжать — тут не до творчества.
В 14-15 лет снова взяла в руки карандаш: купила бумагу в художественном магазине и просто начала творить. С тех пор я постоянно рисую. Иногда больше, иногда меньше. Татуировки нравились всегда. Мне казалось, что интересно модифицировать себя, украшать тело. Есть свое очарование в том, что делается раз и навсегда.
Сбежать от «черного неба»
Мне всегда нравились большие города, поэтому идея покинуть Красноярск не возникла в какой-то конкретный момент. Она была всегда — и особенно четко возникала в моменты, когда город в очередной раз накрывало «черным небом» — но не могла ее реализовать. Как только увидела, что есть шанс, то поставила галочки на достигнутых целях в Красноярске и решила, что можно двигаться дальше.
Рассказала об этом близким — они это приняли, но родителям очень тяжело отпускать детей сильно далеко — вот и моя мама тоже не сразу согласилась на эту авантюру. Однако я уже была не маленькой девочкой, ну и, в конце концов, насильно мил не будешь. Я переехала, и это было здорово!
Город возможностей
Москва — столица. Большинство людей стремятся именно туда, потому что, как говорят, это город возможностей, и это правда! За счет огромного населения, большой территории, развитой индустрии город мне подходит. Особенно приятен климат, схожий с Красноярском. В Москве у меня уже были знакомые, интернет-друзья, и я ехала, зная, что не буду одна. Меня ждали. По приезде в Москву я уже знала, в какую студию пойду работать, так как заранее списалась с директором. Но, к сожалению, в планируемом месте не сложилось. Проработав три месяца, я ушла по независящим от меня обстоятельствам.
Дело в том, что многие студии находятся на территории заводов — в красивых старых зданиях. В этом есть своя романтика, но я не могла справиться с запахом. И хотя в самой студии ничем не пахло, но по пути к ней у меня начинала кружиться голова. К сожалению, заранее я об этом не подумала, поэтому пришлось отработать три месяца. После я не выдержала и ушла в другую студию. Так как Москва — город большой, в котором полно разных студий, найти рабочее место удалось быстро.
Мне не пришлось искать клиентов, потому что студия, в которой я работала, опубликовала новость, что у них появился новый мастер. Клиенты сами стали писать, когда увидели, что я там работаю. Один раз я запускала таргет в соцсети, но результатов он не дал. Потом начала работать «сарафанка».
За время нахождения в столице я выросла как мастер однозначно. Как минимум благодаря тому, что общалась с другими мастерами более высокого уровня. Однозначно, влияет и окружение, и опыт; я считаю, что мы растем ежедневно, если прикладываем усилия.
«За клиентов в Москве не соревнуются»
Мне показалось, что московские мастера более свободные в выборе клиентов и в выборе проектов. Так как столица большая, то и клиенты будут всегда. В Красноярске есть ощущение, что нужно бороться за потребителя. Хотя клиент в любом городе всё равно находит своего мастера.
Московские тату-мастера более открытые, чем красноярские. В Сибири все будто зажатые и скрытные, возможно, из-за того, что все ощущают себя конкурентами. В Москве же мастера могут спокойно всё рассказать и показать, причем половина из них — приезжие. Может быть, открытыми они стали благодаря столице.
В среднем ценник на услуги тату-мастера в Москве дороже, но незначительно. Можно найти как в Красноярске татуировку за четыре тысячи, так и в Москве. Стоимость также зависит от помещения, потому что в некоторых студиях из-за стоимости аренды повышают цену. Есть мастера, которые в Красноярске делают дорого, а есть мастера, которые в Москве делают дешево.
Радости и разочарования
Из плюсов проживания в Москве — много возможностей и огромное количество студий и вдохновляющих вещей. Я люблю красивые вещи, а Москва довольно красива. Наверное, из Москвы было бы здорово и удобно летать в соседние страны — все-таки центр России. У меня были мысли о том, чтобы слетать поработать в других городах.
Неожиданная трудность при переезде в Москву — чувство одиночества в огромном городе. Я не была к нему готова и никогда не думала, что оно меня настигнет. Очень тяжело, когда в твоем городе нет близких и родных. Приходит осознание того, что ты не можешь в любой момент сорваться и приехать к маме. Я лишь со временем поняла это, а сначала была в восторге.
Еще одна проблема — траты. По приезде в Москву у меня была с собой «подушка безопасности», которая закончилась буквально за два месяца, а потом — стресс. Было трудно совладать с собой и осознать, что деньги нужно зарабатывать. Когда ты постоянно находишься в таком нервозном состоянии, работоспособность тоже падает. Потом мне на помощь пришли книжки по финансовой грамотности, и ситуация улучшилась — я стала меньше тратить на бесполезные вещи.
Наверное, самое главное разочарование — это то, что твои ожидания не совпадают с реальностью. Не то, чтобы в Москве было плохо, или что-то не понравилось. Но когда мы о чем-то мечтаем или что-то себе представляем, мы не разбираем это по деталям. Просто видим красивую картинку, но когда ты сам оказываешься в ней, понимаешь, что есть много нюансов. Это неплохо, просто опускает тебя на землю.
О тратах нужных и не очень
Вопрос неоднозначный. Я уже не один год веду приложение, где фиксирую свои траты. Если честно, я даже боюсь смотреть, сколько у меня вышло за год в Москве, потому что это определенно шестизначное, а то и семизначное число. Цены на аренду жилья здесь значительно выше, чем в Сибири. На окраине в Люберцах нормальную однушку можно снимать за 30 тысяч рублей. С непривычки кажется, что это баснословные деньги. Продукты по стоимости не дороже красноярских, а где-то даже дешевле — это приятно удивило.
Проезд в транспорте тоже недорогой. Но когда ты живешь в относительно небольшом городе — таком как Красноярск, ты можешь позволить себе такси, если сильно нужно, и эта привычка при переезде осталась со мной. В Москве я грешила тем, что заказывала такси, вместо того, чтобы ехать на общественном транспорте. А в столице такси очень-очень дорогое! Получается, что на метро уходит время, а на такси — деньги.
Для комфортного существования в Москве нужно зарабатывать минимум 50 тысяч рублей, учитывая аренду квартиры, продукты и транспорт, но это впритык. На первое время лучше 100 тысяч. Суммы, конечно, примерные: кому-то этого будет мало, а другим вполне хватит.
Питер — про вдохновение
Спустя два года жизни в Москве я переехала в Питер. Просто предложили, сказав: «Переезжай сюда, здесь классно». И я решила попробовать. Скажу за себя: мне здесь лучше, потому что спокойнее, выгоднее жить, выгоднее строить бизнес. Здесь я открываю свою студию и понимаю, что в Москве аренду помещения я бы просто не потянула. Да и снять квартиру здесь можно за те же деньги, что и в Красноярске.
Еще один плюс Питера — отсутствие небоскребов. Я не люблю высокие здания, они меня пугают, мне нравится все «заземленное». В общем, Питер — это про спокойствие и про вдохновение. А еще Питер умеет удивлять. Я такой человек, что могу подстроиться под любые обстоятельства, за исключением сурового климата — зимы здесь холодные. Остальное — всё в кайф!
Клиентура хромает
Так вышло, чтобы после переезда в Питер я решила взять тайм-аут в работе. Только сейчас я полноценно начну работать в своей студии. Мастеров в Питере много, а сам город меньше Москвы, соответственно, и конкуренция больше. Также по ценам тут сильно демпингуют; я же стараюсь просто здраво оценивать свои способности и не завышать и не занижать стоимость.
Что касается клиентов, то в Питере, судя по опыту — и не только моему, люди менее обязательные. Они могут не прийти на сеанс, не предупредить. Это бывает везде, но тут особенно распространено. Я не раз слышала много ругательств в сторону клиентов из Северной столицы. Возможно, из-за спонтанности жителей — город притягивает романтиков, они ходят-бродят, ищут вдохновения.
Сколько можно заработать на тату?
Если ты в чем-то хорош, то, чтобы ты ни делал, это может принести много денег. Если горят глаза, есть аналитический склад ума, руки растут из того места, ты не ленишься и всё в порядке с самодисциплиной, то у тебя будет хороший доход. Особенно когда ты тату-мастер и работаешь сам на себя. Ты можешь записывать каждого, кто тебе хотя бы намекнул, что хочет тату. Ценовая политика тоже устанавливается самостоятельно. Ты можешь недооценивать свой труд, а можешь и переоценивать.
Кто-то действительно много зарабатывает, кто-то нет. Мне известны мастера, которые делают уникальные классные проекты, но боятся поставить ценник выше и из-за этого, конечно, зарабатывают меньше — просто из-за низкой самоценности. Тату приносит хороший доход, ну а насколько, зависит только от человека. Я знаю московских мастеров, которые за один сеанс берут довольно крупные суммы, на которые можно машину купить.
«Возвращаться не планирую»
Сейчас мне очень хорошо в Питере, и я бы хотела здесь осесть, а еще — пожить в разных странах. Скучаю ли по Красноярску? Как по городу с его «черным небом», наверное, нет. Огромным преимуществом Питера и Москвы является чистый воздух. При выходе из Московского метро я удивлялась тому, как пахнет свежестью. Конечно, я скучаю по людям, которые живут в Сибири. Я приезжаю в гости, чтобы посмотреть на любимые места, навестить родителей. Но жить здесь я бы больше не смогла.
Беседовала Ангелина Саламатова специально для Newslab,
фото из личного архива героини интервью