Жилье не для всех
Не так давно ученые Сибирского федерального университета разработали ряд предложений по развитию комплексной застройки городских территорий с учетом потребностей пожилых людей. Почему именно пожилых? В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к старению населения: детей рождается меньше, чем в прошлые годы, но при этом современная медицина позволяет людям жить намного дольше, чем раньше. Логично, что и у архитекторов, и у градостроителей появился интерес к этой проблеме — нужно учитывать потребности самых разных людей, среди которых пожилых становится всё больше.
Предполагается, что к 2030 году численность пожилых людей по всему миру составит порядка 1,4 млрд человек, а к 2050 году — примерно 2,1 млрд человек.
Нашими собеседниками стали ассистент кафедры проектирования зданий и экспертизы недвижимости инженерно-строительного института СФУ Ольга Толочко, проводившая исследование, а также ее научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Ирина Саенко.
«Мы решили выяснить, как учитываются потребности людей пожилого возраста при проектировании городской среды. В последние годы часто высказывалась идея, что пожилые люди должны доживать свою жизнь в пансионате, но мне она не кажется правильной. Есть и общие проблемы, которые диктуются рынком — в последнее время строилось много однокомнатного, малогабаритного жилья. Из-за этого теряется связь между поколениями. Ведь кому нужна однокомнатная квартира? Либо тому, кто только начинает самостоятельную жизнь, либо тому, кто эту жизнь доживает», — рассказала Ирина Саенко
Другая беда рынка недвижимости в том, что сегодня все жилые комплексы делятся по классам комфортности. Панельные и монолитные ЖК — это «эконом», кирпичные дома — «комфорт», а отдельные проекты подойдут только состоятельной публике, ведь у всех квартир в этом классе площадь за сотню «квадратов» (причем очень дорогих).
Сложившаяся на рынке недвижимости ситуация препятствует созданию нормального социума, когда дети постоянно поддерживают контакт с родителями, а также с бабушками и дедушками. Интересно, что появилась эта проблема именно в РФ: сегодня застройщики по сути дают рынку то, что он сам просит.
«Нужно учитывать прошлый опыт. В Советском Союзе сдавали комплексное жилье — в микрорайоне сразу были школы, детские сады, универсамы; планировалось, что в одном доме будут жить люди всех возрастов. И создать там „гетто“ достаточно проблематично. В дореволюционной России было примерно то же самое: в домах делали крупногабаритные „генеральские“ квартиры, но были и квартиры поменьше. Состоятельные жильцы создавали для себя комфортную среду, которой пользовались все, кто жил с ними в одном доме», — говорит Ирина Саенко.
Поможет бизнес?
В исследовании, которое проводила ассистент кафедры Ольга Толочко, ставилась задача выяснить, как можно развивать комплексную застройку с учетом потребностей людей пожилого возраста. Проводилось исследование на территории крупного микрорайона на Взлётке.
«Сейчас есть нацпроекты, которые разрабатываются на уровне правительства, где ставятся задачи содействия активному долголетию. Правительство стремится вернуть пенсионеров в активную деятельность — и мы рассматривали этот вопрос с точки зрения жилой среды. В 2019 году вышел стандарт комплексного развития территорий, там было много разных проектных решений. Даже там предлагаются коллективные пространства как один из видов мест общего пользования, чтобы жильцы могли там коммуницировать и вместе проводить время. Для пожилых людей там есть центр социального обслуживания», — рассказывает Ольга Толочко.
В ходе исследования был сделан вывод, что для социализации пожилых людей лучше всего подойдет система, при которой в жилых домах будут создаваться специально оборудованные жилые пространства, где можно получать медицинский и социальный уход.
Такие пространства станут чем-то средним между условным «домом престарелых» и учреждениями социального обслуживания, которые работают в России сегодня. Их можно создать уже сейчас, развивая государственно-частное партнерство, считает Ирина Саенко. Раз уж городская застройка диктуется рынком — то и решить проблему могут именно предприниматели. Если государство поддержит бизнес в создании центров для пожилых людей — он охотно возьмется за создание таких учреждений.
«Все привыкли отводить детей в детские сады... А что насчет пожилых родителей, которым тоже нужно много внимания? В таких специализированных учреждениях они могли бы и получать медицинские услуги, и постоянно общаться друг с другом, и вместе заниматься, скажем, вязанием. В нашем исследовании мы хотели выяснить, возможно ли такое сделать прямо сейчас. Да, возможно. Но для этого еще на стадии закладки микрорайонов и жилых комплексов необходимо предусмотреть в жилых домах такие жилые пространства», — объясняет Ирина Саенко.
Комфорт для пожилых
Согласно исследованию, новое социальное учреждение может состоять из одно-двухкомнатных квартир, а также включать в себя медицинский кабинет, библиотеку, помещение для клубной работы, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья и вещей в прачечную или химчистку, а также помещения для трудовой деятельности.
В здании также будет работать круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и телефонной линией. Всё это позволит обеспечить постоянный уход за пожилыми людьми.
«Многие даже не представляют, как часто среднестатистическая семья в России сталкивается с выбором — кто будет ухаживать за пожилым родственником и кого нанять, чтобы присматривать за родным человеком, который не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной медицинской поддержке без стационарного размещения. Постепенно растет востребованность социальных учреждений и частных помощников, которые готовы ухаживать за пожилыми», — пишет Ольга Толочко в своей работе.
По итогу, полностью комфортным для населения современный жилой комплекс станет, только если в нем будет социальное пространство для пожилых людей. Ведь тенденция к старению населения ведет к тому, что пожилых людей будет всё больше и больше.
Андрей Медведев, специально для Newslab,
фото Алины Ковригиной