>
>
>
«Адмирал Шеер» против Диксона: как 80 лет назад северный порт сражался с фашистским крейсером

«Адмирал Шеер» против Диксона: как 80 лет назад северный порт сражался с фашистским крейсером

26.08.2022
97
Памятник морякам-североморцам на Диксоне
Фото: memorial24.ru

«К вам едет закройщик»

Руководство Германии начало проявлять интерес к Северному морскому пути еще до начала войны с Советским Союзом. Его интересовала возможность морского сообщения с Японией. Но в августе 1941 года это направление стало для захватчиков очень важным — ведь через северный морской путь шли арктические конвои, которые доставляли в СССР грузы от союзников. Суда выходили из портов Англии и Шотландии и шли в Архангельск и Мурманск. Грузы по морю также доставляли с востока страны.

С началом войны увеличился и грузооборот и у нового порта Диксон, который начали строить в 1934 и сдали в эксплуатацию к началу летней навигации 1941 года. Понимая важность этой точки, уполномоченный Государственного Комитета Обороны и начальник Главсевморпути контр-адмирал Иван Папанин, бывший руководитель всемирно известной экспедиции «Северный Полюс-1», лично обратился к наркому ВМФ Кузнецову с просьбой выделить хотя бы несколько орудий для защиты Диксона, через который шли суда на Игарку и Норильск. Согласие было получено, хотя командование флота не предполагало, что немцы могут сунуться так далеко.

Конвой судов на северном морском пути
Фото: ru.wikipedia.org

«Начальнику порта Диксон А. Л. Бондаренко я дал телеграмму: „В Главсевморпути вводится новая форма. К вам едет закройщик с материалом. Срочно произведите примерку и пошив обмундирования“. На Диксоне долго ломали голову, зачем вдруг понадобилось вводить новую форму. И лишь когда орудия прибыли на Диксон, Бондаренко ответил мне: „Закройщик с материалами доехал благополучно, приступил к работе“. К таким приёмам приходилось прибегать в первые дни войны, когда суда и станции ещё не были обеспечены документами закрытой связи. Если мы получали радиограмму, что „Введенский взял одну тысячу конвертов“, это означало, что на пароход „Сакко“, где капитаном Введенский, погружена тысяча тонн угля. Однажды из Дудинки пришла радиограмма: „Сахаров чистит самовар, Румке сломал ногу“. Надо было догадываться, что ледокольный пароход „Сибиряков“, команду которого возглавлял Сахаров, стал на котлоочистку, а у „Седова“, где капитаном Румке, сломана лопасть винта», — писал позднее в своей книге Папанин.

В итоге в первых числах октября 1941 года на Диксон транспортом «Сура» доставили три батареи. Одна — из двух 45-мм противотанковых пушек. Другая имела две 152-мм полевые гаубицы образца 1910 года. Третья — из двух 130-мм морских пушек образца 1913 года. Личный состав батареи составлял 12 человек, дополнительно были созданы пожарная и санитарная дружины.

«Страна чудес»

В мае 1942 года немецкое командование разработало военную операцию под названием Wunderland — «Страна чудес». Авторы хотели прервать судоходство в Карском море — предпочтение отдавали уничтожению конвоев, идущих с востока. Второй целью был порт Амдерма в Югре, который, по мнению немцев, был важным пунктом разгрузки союзных арктических конвоев. Задействовать в операции планировали два тяжелых крейсера, но отправился на поиски конвоев только один из них — «Адмирал Шеер». Второе судно получило повреждения во время предыдущей охоты на конвой и нуждалось в ремонте.

В начале августа немцы получили информацию сразу о двух конвоях, которые шли навстречу друг другу с востока и запада, поэтому решили перехватить их в Карском море. При поддержке подводных лодок крейсер отправился на восток из норвежского Нарвика.

Крейсер «Адмирал Шеер»
Фото: ru.wikipedia.org

В это время штаб Северного флота решил забрать с Диксона пушки и установить их на Новой Земле. Поэтому на Диксон прислали отряд артиллеристов-монтажников, и моряки начали готовить орудия к отгрузке. Увезти их должен был сторожевой корабль «Дежнев» (СКР-19), вооруженный четырьмя 76-мм и четыре 45-мм орудиями и пулемётами. Он подошел к Диксону 26 августа 1942 года. Там уже находился торговый пароход «Революционер», на котором было по одному 76-мм и 45-мм орудию и четыре 20-мм «Эрликона», а также невооружённое судно «Кара» с грузом взрывчатки.

«Наблюдайте за нами»

25 августа искавший один из конвоев «Адмирал Шеер» лишился «глаз» — его бортовой самолёт-разведчик, который до этого помогал крейсеру находить проходы во льдах, неудачно приводнился и вышел из строя. В этот же день о появлении немцев в Арктике сообщила советская метеостанция на мысе Желания, которую бомбила одна из участвовавших в операции подводных лодок.

В 13:17 сигнальщики «Адмирала Шеера» увидели одиночное советское судно. Это был ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Он вез рабочих и зимовщиков на полярные станции, а также различные грузы. Для немцев интереса он не представлял, но капитан крейсера решил уничтожить его, чтобы сохранить секретность.

Немцы затеяли переговоры, которые продолжались около 20 минут, чтобы дать крейсеру подойти поближе к цели. При этом капитан «Александра Сибирякова» Анатолий Качарава не понимал, кто перед ним.

В 13:45 в штаб на Диксон ушла радиограмма: «Вижу незнакомый вспомогательный крейсер, пожалуйста, наблюдайте за нами». После этого капитан «Сибирякова» попытался уйти к острову Белуха, до которого было 10 миль. Это был шанс на спасение для пассажиров.

Пароход «Александр Сибиряков»
Фото: ru.wikipedia.org

После перехвата радиограммы «Адмирал Шеер» начал стрелять по пароходу. За час боя, говорят историки, крейсер выпустил 27 тяжелых снарядов. Последний залп рейдера прогремел в 14:28. К этому моменту старший механик выполнил приказ по затоплению судна. Судно затонуло около 3 часов дня. Высланный с «Шеера» катер подобрал по разным данным от 19 до 22 человек с единственной уцелевшей спасательной шлюпки.

Но самое главное «Александр Сибиряков» сделал — он предупредил Диксон о приближении врага. Там тут же началась подготовка к отражению возможного нападения.

Сравнение «Адмирала Шеера» и «Александра Сибирякова»
Изображение: krskstate.ru/about/history

«Немедленно были созданы противодесантные дружины, вооруженные несколькими десятками винтовок, двумя пулеметами и мелкокалиберными противотанковыми пушками. В тундре, примерно в десятке километров, был еще раньше устроен склад продовольствия и топлива. Там же была походная радиостанция. Базу подготовили на случай, если бы пришлось покинуть порт и уходить в тундру. Прикрывать отход островитян на материк должны были дружинники. К счастью, этого не потребовалось», — вспоминал позднее начальник штаба морских операций западного сектора Арктики Ареф Минеев.

При этом пушки были уже загружены на баржи. На берег удалось вернуть лишь две полевые 152-мм гаубицы. Среди жителей посёлка набрали добровольцев, так как в артиллерийских расчётах было менее половины штатной численности.

Оборона Диксона

27 августа в 1:05 часовой увидел тёмный силуэт военного корабля. В порту была объявлена тревога. Команда СКР-19 попыталась вывести его от причала, но не успели. В 1:30 «Адмирал Шеер» подошёл к входу в гавань. Узнав, что в порту находятся два судна, капитан принял решение уничтожить их и в 1:37 крейсер открыл огонь главным калибром.

СКР-19 в это время пытался поставить дымовую завесу, двигаясь наперерез рейдеру. Через некоторое время пушки сторожевика открыли ответный огонь по немцам. Силы были неравны, но советскому кораблю удалось укрыться в бухте Самолетная.

За 8 минут боя он получил минимум 4 прямых попадания тяжёлых снарядов, которые прошили корпус судна и взорвались под ним, также вышли из строя два 45-мм орудия. Из экипажа 6 человек были убиты и 21 ранен.

«Дежнев» / СКР-19
Фото: ru.wikipedia.org

«Адмирал Шеер» начал обстреливать пароход «Революционер», который получил 3 прямых попадания. На верхней палубе вспыхнул пожар, были разрушены штурманская и рулевая рубки. Через 13 минут боя оба судна, которые заметили немцы, уже горели, но тут в бой вступила береговая батарея. Из-за этого от высадки десанта пришлось отказаться. В сумерках и дыму немцы не смогли определить ни местонахождение, ни состав батареи.

Тогда капитан крейсера решил разрушить Диксон артиллерийским огнём. Линкор развернулся и пошёл вдоль западного побережья острова Диксон, ведя огонь по всем замеченным объектам. За 9 минут он выпустил 226 снарядов 105-мм по метеостанции на острове Медвежий и 76 снарядов 150-мм по посёлку Новый Диксон.

«2 часа 31 минута — линкор вновь открыл огонь главным калибром. На этот раз по объектам порта и радиоцентра. Раненый Николай Корняков отдал команду возобновить огонь из гаубиц через остров Диксон. Без корректировщика такая стрельба по невидимому „Шееру“ имела разве что психологический эффект. Но в конечном итоге именно он и подействовал на командира немецкого рейдера. Вильгельм Меендсен-Болькен ожидал встретить на Диксоне не более 60 бойцов отряда НКВД со стрелковым оружием. Таковы были данные разведки. А тут — вооружённые пароходы и тяжёлая батарея, да, возможно, и не одна», — писали историки.

152-мм орудия береговой батареи № 569
Фото: krskstate.ru/about/history

После обстрела жилого поселка, «Адмирал Шеер» израсходовал шестую часть своего боекомплекта. В 2:57 командир линкора приказал прекратить огонь и отходить. Он считал, что полностью разгромил советскую базу — радиомачты были сбиты, в порту и посёлке бушевали пожары, горело нефтехранилище.

В результате морского боя у Диксона погибли 7 и ранено 20 человек. Операция Wunderland была сорвана, сообщение по северному морскому пути было восстановлено.

Мемориал защитникам Диксона
Фото: memorial24.ru

О тех боях, которые 80 лет назад гремели на Диксоне, до сих пор напоминают названия. Пролив около острова Сибирякова назван проливом Сибиряковцев, а именами погибших членов экипажа легендарного корабля назван ряд островов в этом же районе. Имена семи погибших североморцев из экипажа СКР-19 увековечены в мемориале на их братской могиле на острове Диксон. Это старшина 1 статьи Павел Ульянов, старшины 2 статьи Василий Давыдов и Александр Карагаев, краснофлотцы Геннадий Майсюк, Василий Суслов, Аркадий Борисихин и Фахрулла Хайрулин. Их имена носят и 7 островов в Карском море.

Интернет-газета Newslab

Понравилась эта статья? Пройдите наш квиз, посвященный обороне самого северного порта края, и проверьте, как хорошо вы знаете историю Красноярского края.

Рекомендуем почитать