Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Реконструкция, новые маршруты и привлечение специалистов»: как в Красноярске будут развивать трамвайную сеть

«Реконструкция, новые маршруты и привлечение специалистов»: как в Красноярске будут развивать трамвайную сеть

10.03.2023
43
Трамваи в ремонтной части красноярского депо

История длиной в 65 лет

Трамвайное движение в Красноярске запустили в 1958 году. Первый маршрут ходил от Предмостной площади до КрасТЭЦ — около 9,5 км. Сейчас трамвайная сеть насчитывает 4 маршрута по правобережью.

По словам главного инженера предприятия Игоря Тихомирова, ремонт и обслуживание подвижного состава ведется в единственном трамвайном депо, расположенном на ул. 60 лет Октября. Там же находится диспетчерская, которая отслеживает местонахождение всех вагонов на линии. Сам комплекс зданий депо был возведен еще в 1960-е годы.

Большая часть трамвайных путей требует значительного обновления. При этом собственных средств предприятия хватает лишь на текущие ремонты. По словам главы профсоюза предприятия Нины Михалевой, рельсы стоят очень дорого — за один, длиной 12,5 метров, нужно отдать 120 тысяч рублей, а в ремонте на проспекте «Красноярский рабочий» нуждается 16 км путей.

Самый изношенный участок — от Коломенской до КрасТЭЦ, но хуже всего его состояние от остановки «Школа» до улицы 26 Бакинских Комиссаров. Капитальный ремонт там проходил в 1982-1983 годах. Износ путей негативно влияет на подвижной состав: снижает ресурс вагонов и увеличивает стоимость их технического обслуживания.

Общий парк трамваев составляет 74 единицы, и среди них весомая доля вагонов, выпущенных еще в 1985-1993 годах. 10 вагонов пополнили парк с 2000 по 2016 годы. Последнее обновление трамваев произошло недавно, когда город получил 25 «Львят» по нацпроекту «Экология». Тем не менее, общий износ подвижного состава, с учётом старых вагонов, оценивается в 70 %.

Также в замене нуждаются все 7 тяговых электроподстанций. У всех износ составляет 100 %, оборудование уже устарело не только физически, но и морально. Подстанции не способны качественно обеспечивать требуемые для новых вагонов параметры электрического тока.

Часть нового комплекса

Красноярск, наряду с еще 9 крупными городами, вошел в список проекта комплексной модернизации пассажирского транспорта. Он будет реализован через механизм концессии. В начале марта такой документ правительство края и мэрия города подписали с компанией «Мовиста регионы Красноярск». Она уже имеет опыт реализации аналогичных соглашений — например, ветка между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Движение там запустили в августе 2022 года. Также у компании подписаны соглашения о работе в Курске, Липецке, Перми и Ярославле. В некоторых из них еще идет проектирование, а где-то уже началась стройка и реконструкция объектов.

Трамвайная сеть станет частью рельсового скоростного транспортного комплекса. В него также войдет метро, проект которого реализуется при поддержке губернатора края Александра Усса. Поэтому модернизация и строительство новых трамвайных маршрутов, придание ему современного облика, в обозримом будущем имеет большое значение для развития нового каркаса пассажирского транспорта в Красноярске.

«Концессионное соглашение — механизм, который позволит городу реализовать масштабный проект по реконструкции путей и строительству новой трамвайной ветки в Солнечный, а также обновить подвижной состав и энергохозяйство. В этом году будет идти проектирование, а также начнутся работы на проспекте им. газеты „Красноярский рабочий“», — пояснил гендиректор «Мовиста регионы» Александр Советников.

В чем отличия новеньких машин и когда их увидят горожане?

Материалы по теме

Проект модернизации электротранспорта предполагает выделение концессионеру государственной субсидии в размере 30% от объема капитальных затрат. Возвращать эти деньги не придется. Остальные средства будут заимствованными — их под ставку не более 5,65 % годовых предоставят из Фонда национального благосостояния России и госкорпорации ВЭБ.РФ. Для сравнения, муниципалитет мог бы получить необходимую для реализации подобного проекта сумму лишь под 11 % годовых. Объем привлеченных средств на работы составит 23 млрд рублей.

Концессионное соглашение с «Мовистой регионы Красноярск» заключено на 20 лет. По планам предстоит реконструировать 16 км трамвайных линий на главном проспекте правобережья и построить 30 км путей до микрорайона Солнечный. Закончить строительство новой ветки и запустить движение обещают в конце 2025 года. К этому времени также будет закуплен подвижной состав — 50 двухсекционых низкопольных трамваев.

Кроме этого, соглашение включает реконструкцию трамвайного депо, закупку современной техники для обслуживания трамваев, обновление 5 тяговых подстанций и строительство 4 новых для обслуживания новой линии.

Все 20 лет, которые будет действовать соглашение о концессии, Красноярск будет выплачивать «Мовисте» плату концедента для возмещения понесенных затрат, в том числе капитальных. Значительная часть этой платы будет поступать из вышестоящих бюджетов.

Восстановление трамвайного сообщения между берегами в Красноярске позволит существенно увеличить поток пассажиров, считают в мэрии. Трамваи обеспечивают большую провозную способность, чем автобус или троллейбус. Оптимальная загрузка «классического» трамвая составляет 7 тыс. пассажиров в час, а у другого транспорта — не выше 4 тыс. в час. При этом скорость трамвая сопоставима со скоростью метро за счет обособленности путей.

«Про людей не забудем»

Сейчас обслуживанием трамвайной линии в Красноярске занимается муниципальный «Гортранс». По словам гендиректора «Мовиста Регионы» Александра Советникова, до 2025 года предприятие будет продолжать осуществлять перевозки по трамвайным маршрутам.

«После реконструкции мы начнем совместную эксплуатацию, потому что трамвайную сеть не разделить. В соглашении у нас прописан механизм привлечения „Гортранса“ для перевозки, чтобы не создавать дополнительные структуры», — пояснил Александр Советников.

Сейчас на муниципальном предприятии «Гортранс» трудится 875 человек, в том числе 360 сотрудников трамвайного депо. Средняя зарплата на предприятии составляет около 45 тыс. рублей.

Рост количества подвижного состава, километров путей потребует увеличения обслуживающего персонала. Новые технологии сформируют запрос на специалистов высокой квалификации, а у существующего персонала появится стимул обучаться.

«Нас очень волнует, чтобы коллектив остался в том же составе, чтобы не было сокращений. Предприятие работает стабильно, важно это сохранить, чтобы сотрудники регулярно видели индексацию заработных плат, чтобы была обеспеченность социальными гарантиями, которые прописаны у нас сейчас в трудовом договоре», — считает председатель профсоюза Нина Михалева.

Интернет-газета Newslab

Михалева Нина Ивановна
Экс-депутат Городского совета города Красноярска
Усс Александр Викторович
Член Совета Федерации

Рекомендуем почитать