Главная
>
Статьи
>
«Банды Нью-Йорка» / «Gangs of New York»

«Банды Нью-Йорка» / «Gangs of New York»

31.03.2003
7
165 минут, режиссер Мартин Скорсезе
Miramax Films, 2002 год

Банды Нью-Йорка

"...И на 7-ой день решил Господь отдохнуть.
Но сначала присел на краешке Англии сходить по-большому: так и получилась Ирландия..."

одна из присказок Билла Мясника, главного отрицательного персонажа "Банд Нью-Йорка"


Никаких рецензий "до". Никакой информации о "Бандах..." до просмотра. На свидание с непростым фильмом непростого режиссера мне хотелось придти с незамутненным сознанием.

Так я и поступил. Темный, полупустой зал (утренний сеанс), никаких шебуршащих соседей поблизости. Голова свежа. Я расслаблен и не отягощен никакими похмельными синдромами и недосыпами. Я готов к объективному и непредвзятому просмотру. Только я и Скорсезе.

Первым из сумрака, под подозрительный скрежет, выплыло лицо актера Лайама Нисона: он брился. Рядом обнаружился мальчик лет пяти, его сын. Обстановка - что-то вроде подземелья. В процессе стало понятно, что они собираются на какое-то серьезное мероприятие. И вот уже отец с сыном идут по густонаселенным проходам подземелья, и к ним примыкают все новые и новые лица. Весьма угрожающего вида лица, вооруженные разного вида холодным оружием. Люди останавливаются, их предводитель (Лайам Нисон) вербует к ним в отряд крепенького мужичка, и затем пинком распахнутая дверь обнаружила по другую сторону подземельного сумрака светлый зимний день. Совершенно мирный светлый зимний день. Снег. Дома. Хрюшки. Тишь. Кого бить будем? А, вот и они - на горизонте нарисовывается ещё одна воинственно настроенная куча людей. Обе команды выстраиваются цепочкой. На приличном расстоянии друг от друга, лицом к лицу. Количество участников в каждой команде примерно одинаково. Капитаны обмениваются приветственно-оскорбительными речами: "Мы хорошие, а вы плохие". "Нет, мы хорошие, а плохие, очень плохие - вы". Что ж, никто, в общем, и не собирался мириться. К бою! И полетели друг на друга ножи, тесаки, дубины, когти, клыки. "Коренные" бились с "Мертвыми кроликами". Район "Five points". Нью-Йорк. 1846 год.

В этой схватке предводитель "Мертвых кроликов" священник Вэллон (Лайам Нисон) погибнет от руки вожака "Коренных", Билла по прозвищу Мясник (Дениэль Дей-Льюис). Маленького сироту свезут в исправительный дом с красноречивым названием "Hellgate" ("адские ворота"). Спустя 16 лет Амстердам Вэллон в образе Ди Каприо вернется в родные края. Вернется и узнает, что "Мертвые кролики" умерли в тот же день, что и его отец, а Билл Мясник теперь заправляет всем, начиная от проституток и заканчивая политиками. Эх, сладкое слово месть! Но в силу своей не оформившейся внутренней жесткости, путь Амстердама к отмщению будет долгим, настолько долгим, что межу ним и убийцей его отца успеют установиться, что называется, теплые дружеские отношения. Но месть все равно свершится.

Не новый, но часто используемый кинематографический прием, когда масштабная история конструируется на примере истории частной, локальной. (Как в том же "Титанике", например.) Пока Амстердам будет реализовывать свою месть, зритель будет наслаждаться образами Нью-Йорка того времени. Публика впечатляет: ворье всех мастей, проститутки, убийцы. Или просто клинические идиоты, единственная радость которых - набить кому-нибудь морду. Вот, например, начался пожар. Сначала приезжает одна пожарная команда и, чуть позже, - другая. Вместо того чтобы дружно навалиться и потушить огонь, командиры пожарных частей начинают препираться, выясняя, на чьей территории пожар, и кто должен его тушить, в то время как их подчиненные, забив на пожар, вдохновенно дубасят друг друга. Дом благополучно догорает.

Банды Нью-Йорка

Нью-Йорк того времени - порядочная клоака. Но кроме того, что там одни сплошные уголовники, они ещё и зверские националисты! Причем в двух ипостасях. Во-первых, белые против черных: человеколюбивые преобразования господина Линкольна были приняты далеко не всеми и далеко не сразу. Во-вторых, американцы против эмигрантов: "коренные" американцы (считают себя таковыми, хотя все дело в том, что их предки - англосаксы и голландцы - просто успели раньше занять эту землю) отвратительно жестоки и нетерпимы ко всем "некоренным". А "некоренных", кстати, много: помимо прочих, в этот период в Америку ежедневно прибывают тысячи и тысячи ирландцев, гонимых голодом.

Фильм, безусловно, заслуживающий внимания. Причем, на мой взгляд, не столько сам по себе, сколько именно по замыслу и истории его появления на свет (история длинная, приготовьтесь). Идея показать Нью-Йорк того времени родилась у Скорсезе, как минимум, лет 25 назад. В начале 70-х Скорсезе попался четырехсотстраничный фолиант "Банды Нью-Йорка" исследователя гангстерского мира Америки Герберта Эсбери. Тогда, очевидно, режиссер впервые задумался о будущем фильме. В 1977 ему было 34 года, за спиной у Скорсезе уже стояли "Грязные улицы" и "Таксист". Он был полон сил и решил, что готов к своему главному проекту: истории-эпопее о Нью-Йорке девятнадцатого столетия и о враждовавших тогда группах иммигрантов. Не поверите, но в июне 1977 года в одной из газет даже вышло объявление о том, что следующим проектом Мартина Скорсезе будут "Банды Нью-Йорка". Так или иначе, объявление оказалось несколько преждевременным. По разным причинам (ну а в целом, можно сказать, что, как обычно, из-за денег) эта история затянулась аж на четверть века.

Любопытно, что возродил проект к жизни актер Роберт Де Ниро, никак в фильме не участвующий. Говорят, что после одной из встреч со Скорсезе он заинтересовался ролью Билла Мясника, в свою очередь, режиссер не преминул упомянуть об этом Харви Вайнштейну, руководителю Miramax. Великий киномагнат, раскрутивший скромную кинокомпанию до могущественной киностудии, несколько лет подряд бился за "Оскара": сочетание Скорсезе и Де Ниро показалось ему многообещающим.

Боссы Диснея, куда входит Miramax, дали согласие на фильм при условии, что бюджет не будет превышать 60 млн. долларов. Все завертелось. ...Но куда-то не туда. Сначала стало известно, что партнером Де Ниро будет другая звезда - Ди Каприо. А это значило плюс $20 млн. и выход за рамки сметы. Гонорар Лео урезали, добавили проценты от сборов, вопрос решили. Потом - декорации: где взять кварталы старых деревянных зданий? Надумай они строить такое в Манхеттене, все деньги ушли бы только на декорации. В результате Скорсезе, у которого давние связи с Италией, договаривается со студией Cinecitta в Риме, где им обещают все и дешево, и сердито. Но теперь уже взбрыкнул Де Ниро. Существуют две версии - пристойная и некрасивая. Согласно пристойной, актер в это время активно занимался становлением собственной киностудии Tribeca Prods, и полтора года за границей (таковы были запланированные сроки съемок) сильно его планы нарушали. Согласно второй, некрасивой, Де Ниро не хотел в Европу, так как якобы в 1999 году в Париже он задерживался по подозрению в международной проституции. Даже не приступив к проекту, Де Ниро отпадает. Скорсезе зовет Уильяма Дефо, но тот отказывается ждать полгода до начала съемок (задержка из-за неподготовленных декораций), и так в картину приходит оскароносный английский актер Дениэль Дей-Льюис.

В 2001 году фильм, наконец-то, был готов, и его выход был намечен к рождеству. Однако дату отложили на полгода, до июля 2002 года. Опять-таки, причин тому было две (традиция?). Одна была красивая: после событий 11 сентября Скорсезе не хотел выставлять Америку в таком невыгодном, кровожадном свете. Другая причина была куда больше похожа на правду. Длина рабочей версии фильма была о-го-го - 3 часа 40 минут! Руководство Miramax, для которого "Банды..." в результате получались самым дорогим проектом (около $100 млн.), было в ужасе и настойчиво предлагало режиссеру порезать свое детище. В результате фильм все-таки сократился на целый час, однако к назначенному сроку все равно не успели и дату выхода опять перенесли, теперь уже к Рождеству 2002 года. Хоть и это было не совсем удачное время - получалось, что "Банды..." выходили одновременно со Спилберговским "Поймай меня, если сможешь", также с Ди Каприо в главной роли.

В России прокат двух этих картин разбили по времени. "Банды..." вышли на большой экран 27 марта. На мой взгляд, более неудачное время трудно придумать: воинственные "Банды..." так хорошо перекликаются с последними "мирными" достижениями США, что фильм смотрится как спланированная акция Ирака и одновременно изящный болевой приём американцев против самих же американцев. Конечно, все это не более чем совпадение, но совпадение, согласитесь, для кассы фильма трагичное. Рискну предположить, что и на киноакадемиков, выдающих "Оскара", это совпадение, так или иначе, вольно или невольно, тоже произвело впечатление: картина Скорсезе выставлялась по десяти номинациям (в том числе по трем главным - "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер"), но не получила ни одного "Оскара". Ни одного из десяти!

Но вернусь к собственным впечатлениям.

Все-таки, пусть даже и резаный, фильм получился длинным. Увы, но, на мой взгляд, режиссерского мастерства оказалось недостаточно, чтобы на протяжении почти трех часов удерживать зрительское внимание. Ни Ди Каприо, ни Камерон Диас на меня не произвели большого впечатления, хотя держатся они очень достойно. Драки, которые по замыслу режиссера, видимо, должны нести важную смысловую нагрузку, не совсем удались: не так правдоподобно, как у "Гладиатора", и не так зрелищно, как в саге о кольце и его властелинах. Главная находка в фильме, на мой взгляд, Дей-Льюис (в этой роли, кстати, сильно напоминающий другого английского актера Тимоти Далтона). Английский актер - редкий гость в кино, но, появляясь на экранах не чаще раза в три-четыре года, он неизменно вызывает восхищение зрителей и уважение критиков. (При такой регулярности съемок у него один "Оскар" ("Моя левая нога") и две номинации на "Оскар", в том числе за последнюю роль в "Бандах..."). Дениэль Дей-Льюис сотворил удивительный персонаж. Билл Мясник - резкий, отвратительно, самозабвенно жестокий националист, до посинения любящий Америку. Дерзок, вероломен. Большую часть фильма он безоговорочно отрицательный персонаж. В то же время он не глуп, у него есть свои понятия о добре и чести - и за это, как ни странно, он способен вызвать симпатию. Дей-Льюис положил немало труда, чтобы вжиться в этот образ: для того чтобы войти в нужное настроение, каждое утро слушал Эминема, а на съемках просил называть себя исключительно Биллом. Так или иначе, его роль стала одним из главных украшений "Банд...".

Вердикт: на эту картину потрачено слишком много денег, времени, сил и звездных фамилий - пропустить её просто глупо. Безусловно, это кино не легкого, развлекательного жанра, тем не менее, оно получилось весьма смотрибельным. Вряд ли "Банды..." ожидают какие-то сверхсборы, но в домашних коллекциях, я уверен, этот фильм осядет. Персональное спасибо режиссеру за то, что показал, на чем взращен пресловутый американский патриотизм, и с чего начинались свобода и демократия, так ревностно превозносимые гражданами США. У их страны было тяжелое детство.

Но разве это их извиняет?

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать