
Счастливый случай
С ювелирным делом я познакомилась благодаря счастливому случаю, когда начала искать работу после вуза. Примерно в это же время мою подругу пригласили работать ювелиром на фабрику. Людей на производстве не хватало, и она порекомендовала начальству связаться со мной.
Специализация у меня довольно узкая, по образованию я литейщик художественных изделий, окончила Политехнический институт СФУ. «Ювелирка», конечно, была в образовательной программе, но мы с одногруппниками изучали ее только в теории, и то довольно поверхностно. Но несмотря на отсутствие опыта в изготовлении украшений, я смогла пройти собеседование и получить работу.
На фабрике я занималась монтировкой различных украшений и подгоняла под нужный размер. Одними из первых изделий были церковные кольца «Спаси и сохрани». Сейчас, глядя с высоты своего опыта, понимаю, что это несложная работа. Но в первый день на фабрике мне так не казалось, так как всему приходилось учиться в процессе. Кольца получались далеко не с первого раза, возникало много вопросов — что и как делать. Но уже спустя пару месяцев я смогла адаптироваться к новым условиям и влилась в работу.
Так я работала где-то полгода, пока меня не позвали на конкурс профессионального мастерства Worldskills. На тот момент мне было всего 22 года, и я единственная из сотрудников подходила по возрасту для участия в соревнованиях. Тогда я и не думала, что этот конкурс может послужить хорошим толчком для моей карьеры.
Благодаря победе в соревнованиях профессионального мастерства, меня заметили и перевели на работу с эксклюзивными, штучными изделиями бриллиантовой группы.
Здесь в мои обязанности входила не только монтировка, но и закрепка камней, золочение, родирование, а также другие многочисленные операции.
Денежный вопрос
Сейчас я работаю в частной мастерской, здесь я получаю около 45 тыс. рублей. Также сейчас я активно работаю над созданием своего собственного бренда.
Секреты любимого хобби и ошибки новичкаДополнительный доход зависит от количества заказов. Может быть 5 или 10 тысяч рублей, а может вообще не быть. Цена моих авторских украшений варьируется от 500 рублей до бесконечности. А первое мое изделие стоило 1,5 тыс. рублей. Это был серебряный кулончик с гранатом. Его купила моя мама. Так первыми моими клиентами стали родственники, а потом уже пошли заказы от незнакомых людей.
Необходимость открыть что-то свое появилось у меня из-за желания развиваться в профессиональном плане и расти дальше. Делать то, что хочется мне, а не заказчику или начальнику. За счет того, что я умею изготавливать украшения вручную, мне не пришлось тратить большие средства на оборудование мастерской и покупать большие литейные машины или печи. Я просто приобрела базовый набор, все самое необходимое для изготовления «ювелирки» — это верстак, бормашина, горелка и вальцы.
Если вы тоже хотите открыть свою ювелирную мастерскую, учитывайте тот факт, что объем денежных трат на ее оборудование будет напрямую зависеть от ваших профессиональных навыков. Если вы, как и я, умеете делать украшения в ручную, то у вас получится уложится сумму до 180 тыс. рублей. А вот для того, чтобы запустить серийное, массовое производство своих украшений, денег вам понадобится уже больше — в районе 1,5 млн рублей.
Рабочий процесс
Для того, чтобы изготовить ювелирное украшение, нужно не только оборудование, но и определенные материалы. Драгоценные металлы ювелиры, обычно закупают в банке в формате слитков и переплавляют. Иногда бывает так, что клиент приходит со своим материалом или приходиться дополнительно заказывать какие-то редкие камни. Но, чаще всего, мы работаем с тем, что заранее купили.
Скорость изготовления украшений зависит от многих факторов. На изделия средней сложности я в среднем трачу около 8 часов, легкие могу сделать за 3-4 часа. Работа со сложными заказами может растянуться надолго — до нескольких дней или даже недель.
Из всех драгоценных металлов мне, наверное, больше по душе серебро. Серебро — мягкий и достаточно пластичный металл, поэтому работать с ним одно удовольствие. Он отлично подходит для новичков. Золото тверже, с ним гораздо сложнее. Но с опытом ты к этому привыкаешь.
Производственные травмы
Производственные травмы для ювелира — обычное дело. Самое распространенное — это порезы лобзиками и фрезами. Также большую опасность на производстве представляют полировальные станки, так как они работают на очень больших оборотах.
Как медсестра решила начать свое делоТакже, если вы работаете без специальных очков или защитного экрана, то все опилки и пыль от бормашины летят вам в глаза. У меня за 5 лет работы зрение очень сильно упало — раньше я видела, как ястреб, а сейчас у меня −1,5.
Кроме того, на ювелирном производстве довольно легко можно получить ожоги. Если вы, например, работаете без вытяжки или вытяжка сломалась, от химических ожогов могут пострадать ваши дыхательные пути. А кислота, которая есть на производстве, способна серьезно повредить кожу. Поэтому каждому ювелиру важно знать правила техники безопасности и строго им следовать.
Клиентская база
Сейчас я продолжаю нарабатывать клиентскую базу, в этом деле мне очень помогает предыдущий опыт работы. Многие клиенты познакомились со мной в частной мастерской, людям понравился мой подход к работе и поэтому они решили со мной сотрудничать.
Общение с клиентами — дело непростое, так как у каждого есть свои представления о том, как в конечном итоге должно выглядеть украшение. С одной стороны, это, конечно же, правильно, но с другой — люди не всегда понимают особенностей технологического процесса и порой приходят ко мне с нереалистичными эскизами. В таких случаях я предлагаю клиентам немного его изменить, чтобы украшение можно было без каких-либо проблем воплотить в жизнь. Но некоторые упорно продолжают верить в невозможное и не хотят менять дизайн.
Также иногда возникают небольшие разногласия по поводу цен за ремонт или изготовление ювелирного изделия, а в остальном все идет своим чередом и причем довольно неплохо.
Приметы и суеверия
Многие люди верят в приметы и суеверия связанные с драгоценными камнями. Так, например, недавно одна клиентка захотела сделать гвоздики (пусеты) и принесла мне камни, у которых по ее мнению была очень странная «кусучая» энергетика.
А уж ведьм я сколько в своей жизни поведала! Вот, бывает, приходит к тебе, казалось бы, совершенно обычная на вид женщина, но на деле оказывается не так уж и проста. Делает заказ на маятник из какого-нибудь необычного камня или просит бусины из аметиста и кварца покрошить в тисках, а не молотком, чтобы не испортить энергетику.
Я ответственно отношусь к своей работе и стараюсь учитывать все пожелания клиентов. Поэтому всегда четко следую поставленной задаче, чтобы заказчики остались довольны.
Поиски вдохновения
Вдохновение для своих работ я черпаю не только в ювелирном деле, в украшениях, но и в каких-то бытовых мелочах. Меня может воодушевить и подтолкнуть на новые свершения даже рисунок на ковре. Так уже, кстати, было. Недавно я была в гостях у родителей и увидела у них на ковре интересный орнамент, а затем решила запечатлеть его в металле — сделать кулон и сережки из серебра.
Я в целом человек творческий, если загорелась какой-то идеей — то не успокоюсь, пока не воплощу ее в жизнь. Именно так я, например, начала увлекаться папье-маше. Случайно увидела в интернете черепа животных из дерева и захотела сделать что-нибудь похожее. С деревом я раньше не работала, поэтому решила покреативить с бумагой и клеем. Вышло неплохо — изготовила череп горного барана, сфотографировала его, выложила в соцсети и почти сразу же продала.
Сейчас параллельно с ювелирным делом я активно занимаюсь созданием интерьерных картин, одна уже готова, еще две — в проекте. У меня с самого детства было очень много интересов и начинаний. Чего я в школе только не делала: и шила, и крестиком вышивала, и из бисера плела.
Я очень долго себя искала и безумна рада, что нашла. Когда впервые оказалась на ювелирном производстве, четко поняла, что это именно то место, где я должна находиться.
Планы на будущее
В идеале мне бы хотелось создать сеть ювелирных мастерских. Вот знаете, есть фит-сервис, а это будет ювелир-сервис с самым новым и технологичным оборудованием. Место, куда любой человек может прийти и быстро отремонтировать сломанное украшение или воспользоваться другими ювелирными услугами.
Но это заоблачная мечта, а если смотреть на вещи более реально, то мне бы хотелось открыть коворкинг для ювелиров. Творческое пространство, где специалисты, независимо от своего опыта, могли бы общаться между собой, учиться новому и вместе работать, брать оборудование в аренду и реализовывать свои творческие проекты. А также организовывать и проводить мастер-классы для школьников и студентов, на практике знакомить с ювелирным делом молодых ребят.
Сегодня далеко не каждый ювелир может позволить себе оборудовать частную мастерскую, поэтому такого рода коворкинг помог бы начинающим специалистам открыть свое дело и успешно на нем зарабатывать.
Беседовала Алена Шишкина специально для интернет-газеты Newslab