Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Живучий «Сибиряк»: как паровоз из Красноярска брал Берлин

Живучий «Сибиряк»: как паровоз из Красноярска брал Берлин

02.11.2023
61
СО17-1613 в Днепре
Фото Александра Педенко, 2011 год

Серго из Красноярска

Принято считать, что в Красноярске не делают поездов. Да, больше ста лет работает ЭВРЗ, но этот завод отлично ремонтирует железнодорожную технику, а не производит ее. Однако был в истории нашей индустрии эпизод, когда Красноярск строил паровозы — пришлось освоить эту технологию в период Великой Отечественной войны. В 1941 году на правый берег эвакуировали завод «Сибтяжмаш» (тогда он назывался «Красный профинтерн») и 15 тысяч его рабочих из Брянска.

В первые годы войны завод освоил выпуск гранат, минометов и снарядов для «катюш», а в 1943 году — и паровозов серии СО17, «Серго Орджоникидзе». Это была сравнительно новая серия, разработанная в 1935 году и уже выпускавшаяся на нескольких заводах, в том числе и в Брянске. Эвакуированные инженеры прихватили с собой чертежи и даже один недоделанный экземпляр СО17. Здесь, у нас, доделали (с помощью спецов ЭВРЗ, кстати) и основали новую красноярскую серию СО17-1600. По тем временам это был мощный товарный паровоз, остро необходимый в тылу и на фронте.

Строительство завода «Сибтяжмаш». Источник: Красноярск — Берлин. 1941–1945 гг., 2009 г.

«Ваше желание будет исполнено тчк»

В 1943 году в войне произошёл перелом, наши перешли в наступление, скорость которого напрямую зависела от своевременного снабжения фронта. Железнодорожники были частью армии, и фашисты активно пускали наши поезда под откос. Одна из бригад машинистов (Спецколонна № 7), действовавшая в направлении Днепропетровска, потеряла в боях сразу несколько локомотивов.

И однажды на собрании актива огорченные железнодорожники задумали скинуться сами себе на новый паровоз. В те дни это было обычной практикой — советские граждане собирали средства на танки и самолеты для фронта. А машинисты вот решили скинуться на паровоз. Собрали 300 тысяч рублей, отправили в Государственный комитет обороны, мол, срочно нужен паровоз.

Неожиданно пришел ответ от Сталина: «Шлю вам братский привет зпт ваше желание будет исполнено тчк». Прямо как Старик Хоттабыч. Еще через два месяца вторая телеграмма: «Готово зпт забирайте свой паровоз в Красноярске тчк». За покупкой отправился Герой соцтруда (да и войны тоже) машинист Алексей Смирнов. Так и говорил всем попутным коллегам: «Еду покупать паровоз».

Телеграмма от Сталина
Кадр с YouTube-канала VitalWay

Рождение «Сибиряка»

По воспоминаниям главного инженера «Сибтяжмаша» Григория Гогиберидзе, заказ на производство паровоза от фронтовых машинистов произвел на заводчан сильное впечатление. Красноярцы решили сделать этот экземпляр особенным — по качеству и по возможностям. Паровоз стал тринадцатым в серии и назывался СО17-1613.

Приехавший к нам машинист Смирнов эту особенность сразу почувствовал. Шестьсот тринадцатый хоть и был серийным, но производил впечатление своей мощью. На обратном пути он ловил взгляды коллег-железнодорожников, которые думали, что это прям какой-то новый паровоз едет на фронт.

Он, действительно, получился тягловитым, фронтовики назвали его «Сибиряком», стали цеплять к нему по 10-15 вагонов сверх нормы, и он тащил. Еще он получился живучим. Из Красноярска «шестьсот тринадцатый» отправился сразу на белорусский фронт, по дороге набрав новых танков. И с той поры ежедневно работал в зоне боевых действий под градом снарядов и пуль. Машинист Смирнов собирал отстрелянные гильзы, и сделал из них надпись «На запад!».

Сибтяжмаш
Источник: my.krskstate.ru

Гудок Победы

Удивительным образом «Сибиряк» выжил и дошел-таки до «запада». Более того, стал первым паровозом, вошедшим в Берлин. Вот как этот момент описывает Алексей Смирнов в воспоминаниях:

«Шестого мая были восстановлены мосты в районе Франкфурта, закончили перекладку немецкой колеи на советскую, широкую. Седьмого мая мы получили приказ готовить машины. Восьмого мы вошли в Берлин. Еще не успели подойти к перрону Силезского вокзала, а уже посыпали из нашего поезда солдаты, железнодорожники и даже пожилая проводница. Радостные, возбужденные бегут за паровозом, кричат „Ура!“. Я невольно подался вперед, дернул привод свистка, грянул гудок „Сибиряка“. Теперь, кажется, все. Дошли».

После бесконечных взрывов и пальбы гудок красноярского паровоза, по сути, стал первым мирным звуком.

В некоторых источниках пишут, что «шестьсот тринадцатый» спустя два месяца еще возил Сталина в Потсдам на финальную послевоенную конференцию. Но это не совсем верно. Опять же, по воспоминаниям Смирнова, дело было так. В середине июля ему поступил приказ отвезти некий секретный состав в Потсдам. Паровоз подлатали и покрасили свежим черным. Смирнов приказ выполнил, однако в Потсдаме никто из его поезда не вышел. А вот сразу следом пришел второй состав, из которого неожиданно вышел верховный главнокомандующий. (Так и хочется дописать: «Подмигнул, словно Хоттабыч, и пошел к Черчиллю»). То есть красноярский паровоз в целях безопасности «прокладывал дорогу» Сталину. Но это не умаляет, а лишь подчеркивает его статус — Паровоза Победы.

На вечной стоянке

После войны «Сибиряк» еще несколько лет работал на советскую промышленность. И лишь в семидесятых годах железнодорожники Днепропетровска во главе с тем самым Алексеем Смирновым попросили СО17-1613 к себе на вечную стоянку в качестве памятника. Так он теперь там и стоит. Надеюсь, что стоит, потому что на местных украинских форумах встречаются комментарии вроде: «Vпєрьод на Zапад»? Це сором, давно пора демонтувати ці залишки радянської імперії або хоча б цей підпис, що це і досі девіз більшовиків" («Вперед на Запад»? Это срам, давно пора демонтировать эти остатки советской империи или хотя бы этот девиз большевиков).

СО17-1613 в Днепре, 1975 год
Фото: Александр Волок

Многие местные даже не знают, что это тот самый паровоз — поясняющую табличку давно украли, герой постепенно ржавеет, никому не нужный. Только надпись бесит некоторых. Впрочем, скинуть огромный паровоз — это не совсем то же самое, что скинуть памятник Ленину или бюст Пушкина. Так что, уверен, стоит наш красноярец по-прежнему в Днепропетровске на своем месте.

Кстати, у нас на вокзале Красноярска стоит такой же паровоз «Серго Орджоникидзе», только с номером СО17-1600. Как будто бы тот самый первый паровоз из красноярской серии, произведенный «Сибтяжмашем». Но это не совсем так. Тот самый, первый — найти не удалось. Поставили другой, и даже не сибтяжмашевский, а, по иронии судьбы — харьковского производства.

СО17-1613 в Днепре
Фото Александра Педенко, 2011 год

А всего в Красноярске было сделано 340 таких паровозов: 40 в годы войны и 300 — до 1950 года, пока не появились тепловозы. Все они очень помогли стране в трудное послевоенное время. Но один из них буквально въехал в историю — СО17-1613.

Александр Дьяков специально для интернет-газеты Newslab,
при подготовке статьи использовались материалы из книги «Дорога на Потсдам», И.Е. Ветров, 1976; Энциклопедии Красноярского края; туристического портала «Шукач»

Рекомендуем почитать