Серго из Красноярска
Принято считать, что в Красноярске не делают поездов. Да, больше ста лет работает ЭВРЗ, но этот завод отлично ремонтирует железнодорожную технику, а не производит ее. Однако был в истории нашей индустрии эпизод, когда Красноярск строил паровозы — пришлось освоить эту технологию в период Великой Отечественной войны. В 1941 году на правый берег эвакуировали завод «Сибтяжмаш» (тогда он назывался «Красный профинтерн») и 15 тысяч его рабочих из Брянска.
В первые годы войны завод освоил выпуск гранат, минометов и снарядов для «катюш», а в 1943 году — и паровозов серии СО17, «Серго Орджоникидзе». Это была сравнительно новая серия, разработанная в 1935 году и уже выпускавшаяся на нескольких заводах, в том числе и в Брянске. Эвакуированные инженеры прихватили с собой чертежи и даже один недоделанный экземпляр СО17. Здесь, у нас, доделали (с помощью спецов ЭВРЗ, кстати) и основали новую красноярскую серию СО17-1600. По тем временам это был мощный товарный паровоз, остро необходимый в тылу и на фронте.
«Ваше желание будет исполнено тчк»
В 1943 году в войне произошёл перелом, наши перешли в наступление, скорость которого напрямую зависела от своевременного снабжения фронта. Железнодорожники были частью армии, и фашисты активно пускали наши поезда под откос. Одна из бригад машинистов (Спецколонна № 7), действовавшая в направлении Днепропетровска, потеряла в боях сразу несколько локомотивов.
И однажды на собрании актива огорченные железнодорожники задумали скинуться сами себе на новый паровоз. В те дни это было обычной практикой — советские граждане собирали средства на танки и самолеты для фронта. А машинисты вот решили скинуться на паровоз. Собрали 300 тысяч рублей, отправили в Государственный комитет обороны, мол, срочно нужен паровоз.
Неожиданно пришел ответ от Сталина: «Шлю вам братский привет зпт ваше желание будет исполнено тчк». Прямо как Старик Хоттабыч. Еще через два месяца вторая телеграмма: «Готово зпт забирайте свой паровоз в Красноярске тчк». За покупкой отправился Герой соцтруда (да и войны тоже) машинист Алексей Смирнов. Так и говорил всем попутным коллегам: «Еду покупать паровоз».
Рождение «Сибиряка»
По воспоминаниям главного инженера «Сибтяжмаша» Григория Гогиберидзе, заказ на производство паровоза от фронтовых машинистов произвел на заводчан сильное впечатление. Красноярцы решили сделать этот экземпляр особенным — по качеству и по возможностям. Паровоз стал тринадцатым в серии и назывался СО17-1613.
Приехавший к нам машинист Смирнов эту особенность сразу почувствовал. Шестьсот тринадцатый хоть и был серийным, но производил впечатление своей мощью. На обратном пути он ловил взгляды коллег-железнодорожников, которые думали, что это прям какой-то новый паровоз едет на фронт.
Он, действительно, получился тягловитым, фронтовики назвали его «Сибиряком», стали цеплять к нему по 10-15 вагонов сверх нормы, и он тащил. Еще он получился живучим. Из Красноярска «шестьсот тринадцатый» отправился сразу на белорусский фронт, по дороге набрав новых танков. И с той поры ежедневно работал в зоне боевых действий под градом снарядов и пуль. Машинист Смирнов собирал отстрелянные гильзы, и сделал из них надпись «На запад!».
Гудок Победы
Удивительным образом «Сибиряк» выжил и дошел-таки до «запада». Более того, стал первым паровозом, вошедшим в Берлин. Вот как этот момент описывает Алексей Смирнов в воспоминаниях:
«Шестого мая были восстановлены мосты в районе Франкфурта, закончили перекладку немецкой колеи на советскую, широкую. Седьмого мая мы получили приказ готовить машины. Восьмого мы вошли в Берлин. Еще не успели подойти к перрону Силезского вокзала, а уже посыпали из нашего поезда солдаты, железнодорожники и даже пожилая проводница. Радостные, возбужденные бегут за паровозом, кричат „Ура!“. Я невольно подался вперед, дернул привод свистка, грянул гудок „Сибиряка“. Теперь, кажется, все. Дошли».
После бесконечных взрывов и пальбы гудок красноярского паровоза, по сути, стал первым мирным звуком.
В некоторых источниках пишут, что «шестьсот тринадцатый» спустя два месяца еще возил Сталина в Потсдам на финальную послевоенную конференцию. Но это не совсем верно. Опять же, по воспоминаниям Смирнова, дело было так. В середине июля ему поступил приказ отвезти некий секретный состав в Потсдам. Паровоз подлатали и покрасили свежим черным. Смирнов приказ выполнил, однако в Потсдаме никто из его поезда не вышел. А вот сразу следом пришел второй состав, из которого неожиданно вышел верховный главнокомандующий. (Так и хочется дописать: «Подмигнул, словно Хоттабыч, и пошел к Черчиллю»). То есть красноярский паровоз в целях безопасности «прокладывал дорогу» Сталину. Но это не умаляет, а лишь подчеркивает его статус — Паровоза Победы.
На вечной стоянке
После войны «Сибиряк» еще несколько лет работал на советскую промышленность. И лишь в семидесятых годах железнодорожники Днепропетровска во главе с тем самым Алексеем Смирновым попросили СО17-1613 к себе на вечную стоянку в качестве памятника. Так он теперь там и стоит. Надеюсь, что стоит, потому что на местных украинских форумах встречаются комментарии вроде: «Vпєрьод на Zапад»? Це сором, давно пора демонтувати ці залишки радянської імперії або хоча б цей підпис, що це і досі девіз більшовиків" («Вперед на Запад»? Это срам, давно пора демонтировать эти остатки советской империи или хотя бы этот девиз большевиков).
Многие местные даже не знают, что это тот самый паровоз — поясняющую табличку давно украли, герой постепенно ржавеет, никому не нужный. Только надпись бесит некоторых. Впрочем, скинуть огромный паровоз — это не совсем то же самое, что скинуть памятник Ленину или бюст Пушкина. Так что, уверен, стоит наш красноярец по-прежнему в Днепропетровске на своем месте.
Кстати, у нас на вокзале Красноярска стоит такой же паровоз «Серго Орджоникидзе», только с номером СО17-1600. Как будто бы тот самый первый паровоз из красноярской серии, произведенный «Сибтяжмашем». Но это не совсем так. Тот самый, первый — найти не удалось. Поставили другой, и даже не сибтяжмашевский, а, по иронии судьбы — харьковского производства.
А всего в Красноярске было сделано 340 таких паровозов: 40 в годы войны и 300 — до 1950 года, пока не появились тепловозы. Все они очень помогли стране в трудное послевоенное время. Но один из них буквально въехал в историю — СО17-1613.
Александр Дьяков специально для интернет-газеты Newslab,
при подготовке статьи использовались материалы из книги «Дорога на Потсдам», И.Е. Ветров, 1976; Энциклопедии Красноярского края; туристического портала «Шукач»