Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Для вороватой сотрудницы мы устроили очную ставку»: как красноярка работала в пункте выдачи заказов

«Для вороватой сотрудницы мы устроили очную ставку»: как красноярка работала в пункте выдачи заказов

19.03.2024
7
Фото: ru.freepik.com

«На собеседовании казалось, что его провожу я»

Я работала в пункте выдачи заказов одного из известных маркетплейсов с сентября по ноябрь 2023 года. Насколько я понимаю, есть официальные ПВЗ и неофициальные. Наш, похоже, относился ко вторым. Я не была официально трудоустроена, никаких договоров не было. Можно сказать, я работала «на птичьих правах».

Про этот ПВЗ мне рассказала знакомая. Она работала там целый год и говорила, что вообще всё круто, легко и прекрасно. Я поверила и тоже пошла туда поработать.

Вакансию нашла на сайте объявлений. На собеседовании у меня сложилось ощущение, что это я его провожу. Вместо владельца со мной разговаривали девочки с пункта выдачи. Я у них расспрашивала про график, зарплату и стажировки. Мне назначили один стажировочный день, а после взяли на работу.

Сотрудники ПВЗ получали почасовую оплату. Каждую неделю, в понедельник, мы писали владельцу пункта выдачи, сколько часов мы отработали, и он нам переводил деньги. Внешне этот пункт выдачи не отличался от других — у нас были стены фирменного цвета, примерочные. Все, как должно было быть, то есть для клиентов вообще никакой разницы не было.

«Сотрудники ПВЗ реально видят все, что заказывают покупатели»

Мы выдавали буквально всё: от секс-игрушек до таблеток для похудения или набора веса. У меня было такое, что таблетки для похудения забирала девочка-подросток. Я думаю, что такие товары нельзя продавать на маркетплейсах. Это ненормально, что дети могут заказать подобные вещи.

Что бы ни было в заказе, я старалась не подавать виду, что вижу карточку товара. Люди пользуются маркетплейсами, чтобы не иметь лишнего контакта с продавцами. Так что я просто пыталась делать свою работу.

«Мы подменяли людям заказы»

Наш пункт выдачи — это огромное количество косяков у сотрудников. Если один из них что-то неправильно делает, то срабатывает эффект домино. Вся работа сыпется, и это касается всех, а не только того, кто ошибся.

Каждый день, утром и вечером, с сортировочного центра нам привозили товары. На каждом товаре есть qr-код. Мы все работали через приложение — в нем нужно отсканировать qr-код во время приема товара и отнести вещь в специальную ячейку. Она загорается, когда человек приходит за своим заказом. Если кто-то случайно ошибся с ячейкой, то ты не можешь найти товар и выдать его покупателю. Ты пытаешься найти его в других ячейках, и начинается суета. Потом может оказаться, что товары укладывала другая смена, поэтому никто из сотрудников даже не предполагает, где лежит нужная вещь.

Пункт выдачи заказов работает с девяти утра до девяти вечера. Многие девочки приходили к семи-восьми утра, особенно перед Новым годом, когда заказов было много. Сотрудницы мало спали и часто путали ячейки. Из-за этого мы подменяли людям заказы. Находили на складе такой же товар и выдавали его. Чаще всего это случалось с консилерами (тональное средство для лица).

Проблемы возникали, когда человек приходил за своим товаром, а мы уже выдали его другому. Таких случаев было много. Мы извинялись и просили номер телефона, чтобы перезвонить, когда заказ найдется. Несколько раз коллеги оставались на ночь и заново сканировали все товары, чтобы они точно лежали в своих ячейках.

Нас не штрафовали. Однажды хотели, но по итогу всё обошлось.

Фото: ru.freepik.com

«Дети обманули мою коллегу на 30 тысяч рублей»

Один раз подростки обманули мою коллегу на 30 тысяч рублей. Это было явно продумано. Дело в том, что когда оплачиваешь товар в приложении, оно часто виснет и долго прогружается. Иногда за это время люди уходят, но деньги обычно всё равно списываются. Дети взяли заказ и ушли, но товар в итоге не был оплачен.

Как выяснилось потом, они отключили у карты функцию «Оплата онлайн». Моя коллега догадалась, что, скорее всего, это местные дети. Она пошла в соседнюю школу и нашла их. Были разборки, и по итогу родители этих детей вернули деньги.

«Для воровки устроили очную ставку»

За время моей работы одна из сотрудниц пыталась обокрасть ПВЗ. Эта история достойна экранизации. Я пару раз работала с этой девочкой, и она мне не нравилась. Была грубой, это отталкивало. Спустя какое-то время я заметила, что она пропала и спросила коллег, что случилось.

Материалы по теме
Люди глупеют или мошенники умнеют? Почему нас стало так просто обмануть
Разбираем на примерах хитрые схемы онлайн-преступников

Оказалось, что она воровала чужие товары. Кража обнаружилась чисто случайно. В пункте выдачи везде есть камеры. Они «смотрят» на стол в зале, где выдают товары, и на складское помещение, где хранятся товары.

Однажды коллега следила по камерам за работой напарниц. Такое на нашем ПВЗ делали часто. Она заметила, что сотрудница померила обувь и положила ее обратно в коробку. Это выглядело странно. Коллега решила проверить заказы сотрудницы по номеру телефона — в этом маркетплейсе по последним четырем цифрам можно увидеть ячейку человека и его товары. Оказалось, что у девушки были заказаны вещи на 20-30 тысяч рублей.

В один из вечеров эта сотрудница надела заказанную обувь. В пункте выдачи стояла большая коробка, куда мы складывали мусор от заказов. Она спрятала в ней коробку из-под обуви. Утром она вызвалась вынести мусор, и никто не стал возражать.

На следующий день она сказала, что решила уволиться. Девочки уже знали: что-то здесь нечисто. Ее попросили выйти в последний раз, якобы никто из сотрудников больше не может работать в этот день. Это, можно сказать, была очная ставка.

Материалы по теме

На следующий день сотрудницы начали расспрашивать девушку: «А что у тебя за обувь?», «Где купила?» А она уже ходила в украденной обуви. Девушка попыталась отболтаться, что купила ее в «Планете» за несколько тысяч. На самом деле, туфли стоили 10 тысяч рублей. На остальные 20 тысяч клиентка заказала себе кофты, футболки, белье. У нас был туалет, там мы оставляли верхнюю одежду и рюкзаки. И я так понимаю, наша коллега в течение смены могла постепенно уносить их туда.

Коллеги сказали, что знают о краже. Девушка расплакалась и ушла, потом вернулась с украденными вещами и кинула их. Сотрудницы начали пробивать qr-коды на них и поняли, что многие пакеты от других товаров. Часто бывало такое, что мы не могли найти на всем складе некоторые товары. Они просто пропадали. Возможно, она просто брала мелкие заказы, вроде еды и трусов. На складе есть «слепые» зоны, думаю, девушка могла этим воспользоваться.

Самое забавное в этой истории, что владелец пункта выдачи не запрашивал паспортные данные, когда нас «трудоустраивал». Мы просто были девочками с улицы, которые пришли работать. Прикол в том, что когда эту сотрудницу поймали на воровстве, никто не знал даже ее фамилии и адреса. После этого владелец пункта выдачи попросил у нас сканы паспортов.

Фото: unsplash.com

«Коллеги заказывали товары в пункты конкурентов, чтобы ставить им низкие баллы»

Однажды рядом с нашим пунктом выдачи открылась другая точка этого же маркетплейса. Наши сотрудницы специально заказывали туда товары, а потом приходили и отказывались от них. После этого они ставили низкие баллы конкурентам. Рейтинг ПВЗ должен находиться в диапазоне 4,9-5 звезд, иначе у него отнимается какой-то процент выручки. Поэтому все очень бьются за эти баллы.

Конкуренты из нового ПВЗ заказывали для него фирменные товары вроде вывесок и пуфиков — чтобы оформить интерьер. И делали это через нашу точку. Одному пуфику мои коллеги открутили ножки. Те, кто забирали товар, этого не заметили. Сейчас я делаю заказы на новый пункт выдачи, и когда прихожу туда, то смотрю на этот пуфик и думаю: «Интересно, хоть кто-нибудь, кроме меня, обращает внимание на то, что он без ножек?»

Тем не менее, я думаю, что конкуренция — инициатива сотрудников, а не начальства. Возможно, это зависит от людей.

«Бесит, когда люди высказывают, что мы долго ищем заказ»

Когда народ активно покупал сезонную обувь во время морозов, постоянно приходили девушки, у которых в заказе было больше пяти пар и вдобавок еще какие-то товары. Меня разочаровывало, когда ты бегал по складу, доставал все эти вещи, чтобы человек сказал: «Ой, ничего не подошло». Это значит, что предстоит еще больше работы. Нужно проверить, чтобы обувь была в своей коробке и лежала в правильной ячейке. Если покупатели не забирают товар и неаккуратно складывают в упаковку — нам все равно. Мы так и отправляем в сортировочный центр.

Когда я только устроилась на работу, мне попалась девушка, у которой было 32 товара. Хорошо, что за меня их выдала коллега, которая очень долго работала в ПВЗ. Спустя время пришла другая девушка и сказала, что у нее много товаров. Оказалось, что их всего семь. Имейте в виду, что всё, что до десяти — это, по нашим меркам, немного.

Мастера бьюти-сферы выделяются из всех остальных клиентов. Они заказывают кучу лаков, типсы, кусачки, пилочки, расходники, а потом ждут, когда все это придет, и забирают за один раз. В таком случае, отдать за раз 20 товаров — это норма.

Конечно, бесят постоянные высказывания вроде: «Почему так долго ищете заказ?» Я думаю: «Блин, ты зайди и сам попробуй найти свою вещь». Особенно, когда в ПВЗ приходит по тысяче человек в день, и все товары смещаются со своих ячеек. Из-за этого ты не понимаешь, с первого раза найдешь нужные вещи или с десятого.

«Мы красимся чужой косметикой»

У работы на пункте выдачи есть свои приколы. В сортировочный центр нельзя возвращать еду, так что ее можно съесть на пункте выдачи, если человек за ней не пришел. Однажды нам перепал сушеный манго.

Бывало так, что мы забыли выдать человеку товар, а он этого не заметил. Мы отметили товар как выданный, но на самом деле он валяется где-то на складе. Если вещь лежит дольше месяца, мы забираем ее себе.

Одна девушка у нас постоянно красилась на работу. У нее были очень прикольные стрелки. Я решила узнать, какую подводку она использует. Девушка ответила: «Я не знаю. Я перестала покупать подводки, как устроилась сюда».

По идее, человек может вернуться и сказать: «Девочки, вы мне не выдали подводку. Посмотрите, где она?» Но чаще всего люди так не делают, поэтому мы красимся чужой косметикой.

Фото: unsplash.com

«За 50 тысяч ты должен работать без выходных по 12 часов в день»

В неделю я зарабатывала примерно по две тысячи, но для меня это была подработка. Я брала неполные смены два дня в неделю. В месяц выходило около восьми-десяти тысяч. Сотрудники, которые работали полноценно, получали в районе 50 тысяч рублей. За эти деньги нужно работать практически каждый день по 12 часов, с учетом того, что иногда приходится приходить задолго до начала смены или уходить после полуночи.

Я ушла с этой работы, потому что в нашем ПВЗ были проблемы с графиком. На собеседовании мне сказали, что смены распределяются каждую неделю по воскресеньям. На самом деле, за все время моей работы график составляли только пару раз.

Из-за этого я постоянно находилась в подвешенном состоянии. Мне могли написать и спросить, выйду ли я, а могли и не написать. Когда я сама спрашивала, нужно ли мне работать в конкретный день, то сталкивалась с игнором. Я думаю, это — один из основных поводов, почему у нас люди долго не задерживались. К тому же, мне надоел постоянный хаос из-за перепутавшихся товаров.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать