Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Хлеб за 850 рублей, рыжики за 1600 и стейки по акции: чудеса московских «продуктовых бутиков»

Хлеб за 850 рублей, рыжики за 1600 и стейки по акции: чудеса московских «продуктовых бутиков»

26.04.2024
31

Магазины шаговой недоступности

К чему привыкли красноярцы, новосибирцы и жители других городов? К тому, что в радиусе 500-600 шагов обязательно будет хотя бы один ларек или минимаркет, где можно купить хлеб, молоко, чай, пиво, нехитрые консервы. В столице до подобного магазина порою надо идти 900-1200 шагов. От павильонов из 90-х здесь избавились, а в тех, что есть, в основном продают мороженое, газеты и горячий чай. Квартиры на первых этажах даже в центре в нежилое переводят не так часто, как в Сибири. А за имеющуюся коммерческую недвижимость ритейл борется с банками, аптеками, шаурмичными, парикмахерскими и прочим бизнесом.

Это не проблема для туриста или командировочного: за водой, газировкой и сэндвичем ходить далеко не нужно. А вот москвичам иногда проще заказать доставку продуктов на дом: пусть километры наматывает курьер. Особенно это актуально в центре, где я сейчас проживаю.

Вообще-то мне повезло: рядом есть ТРЦ «Европейский» с «Перекрестком» в подвальном этаже, еще один через Большую Дорогомиловскую улицу. Несколько дальше — «ВкусВилл» и «Азбука вкуса». В Хамовниках и на Остоженке, где часто гуляю, все хуже. В тех лавках, что попадаются, в основном продают вино и сыр. Но вот поиск точки, где торгуют хлебом и овощами, — это, очевидно, иногда целый квест.

Начал понимать приятеля с Тверской, который еще пару лет назад мне жаловался на дефицит продуктовых у дома. Кстати, многие думают, что сетевая «Магнолия», заполонившая центр — элитный магазин типа «ВкусВилла». Но часто это вообще единственный магазин поблизости — и для бедных, и для богатых.

Зато режим работы столичных магазинов такой, как и в Сибири: в центре они почти все «засыпают» после 23.00, а на окраинах круглосуточно бодрствуют. Хотя бы один на микрорайон.

А в тех, что из категории «no logo», знакомым местным жителям даже ночью свободно из-под прилавка продают алкоголь. В Дорогомилово, где я сейчас обитаю, ночью спиртное не купишь: ни в «Азбуке вкуса», ни в гастрономе без бренда. Цены высокие в обоих, только в магазине «no logo» это бренды массмаркета, а в «Азбуке» — в основном товары из Италии, Франции, Германии, США и немного фермерских продуктов. Но вряд ли в полночь так актуален широкий выбор зарубежных марок бальзамического уксуса и кетчупа. Зато благодаря четкому соблюдению закона в центре столицы летом нет такого количества алкоголиков, как на окраинах.

Относительная роскошь «продуктовых бутиков»

Исторически московские гастрономы были еще одной выставкой достижений народного хозяйства. Мама рассказывала, как в ее студенческие годы в рядовой продуктовый на Мосфильмовской улице неожиданно завезли копченого угря и стерлядь: в страну с визитом пожаловал американский президент, надо было продемонстрировать достижения социализма.

Что уж говорить про «Елисеевский» магазин и гастроном номер 1 в ГУМе! По свидетельству старожилов, это были настоящие интерактивные музеи: сюда шли если не купить невиданную еду, то хотя бы ее увидеть и понюхать. А в 90-е именно в Москву приходили новые бренды. Помню, как впервые попробовал йогурт в фирменном магазине одного бренда на Тверской. В общем, мысль, что дефицит продают только в Москве, записана у россиян на подкорке. Но в сегодняшний век сетевого ритейла эксклюзивность весьма эфемерна.

Да, в моем ближайшем «Перекрестке» я могу выбирать между 10-15 видами безлактозного молока из сои, овсянки, кокоса, миндаля; чистых и с разными привкусами — все по 100-400 рублей за литр. Это очень радует мою поджелудочную. Но хотя бы 2-3 вида подобной «молочки» можно встретить и в сибирских супермаркетах.

В «Азбуке вкуса» есть «живые» наборы для «Том Яма» за 500 рублей. Люблю готовить этот суп из натуральных листьев и корешков, а не из пасты-концентрата в пакетиках. Но они есть лишь в некоторых магазинах сети и лишь в количестве 2-4 штук. И эпизодически аналогичные наборы можно встретить в Красноярске.

А по поводу прочей еды из Юго-Восточной Азии и Китая, еще нужно разбираться, где выбор больше — в Москве или в Сибири.

Некоторый столичный эксклюзив у красноярцев и вовсе вызовет усмешку: смысл платить 1600 рублей за 500 г. соленых рыжиков (цены «Азбуки вкуса»), если куча знакомых ездит в лес по грибы, а на рынках есть бабушки с домашними соленьями.

Конечно, что-то, отдаленно напоминающее советские «продуктовые оазисы», в Москве есть и сегодня. В той же «Азбуке вкуса» половина ассортимента —сплошная «санкционка», причем не особо известных в России марок. Конечно, при первом посещении возникает вопрос: насколько питательны и полезны для здоровья все эти австрийские печенюшки от 345 рублей за 250 г., французские шоколадные трюфели по 1500 рублей за коробку, американские хлопья для завтрака почти по 2000 рублей за пачку? Ведь путь западных товаров в Россию нынче долог и тернист. Но когда пробуешь итальянское печенье с шоколадной прослойкой за 400 рублей, понимаешь: здесь нет пальмового масла, усилителей вкуса и прочей пищевой химии, обязательной для массмаркета.

А вкус абрикосового сока по цене 228 рублей за бутылку напоминает о детстве: тогда сокоделы еще не догадались разводить фруктовое пюре до состояния ополосков и продавать это как бюджетный «нектар». Впрочем, патриотически настроенные покупатели могут быть спокойны: отечественные производители тоже делают полезную еду. В магазинах есть группа разнообразных фермерских товаров — от мяса до сладостей, и цена схожа со стоимостью «санкционочки».

А вообще сегодня даже названия многих торговых сетей в столице условность: все они делают бизнес по одной модели. Если магазин стоит в месте с большой проходимостью, где мало конкурентов и много состоятельных покупателей, то любая сеть превращает его в «продуктовый бутик» с максимально широким ассортиментом. Если все наоборот — снабжает по остаточному принципу.

К таким выводам я пришел опытным путем. Помню, как был неприятно удивлен, когда зашел в расположенную на Большой Дорогомиловской улице «Азбуку вкуса». Всего 5 видов масла, 3 марки йогурта (пусть и фермерского), только 10 видов зеленого салата — и никакого в горшочках; лишь два узких стеллажа с хлебом, скромный выбор овощей... А я уже привык к тому, что в ближайшем магазине всегда есть целый стеллаж зеленых салатов — и в пакетах, и в горшочках, и в контейнерах; несколько стеллажей хлеба — заводского и из сетевой пекарни...

Зато магазин этой же сети около здания МИДа в помещении советского гастронома номер 2 — совсем иная история. Тут целых два этажа, максимально широкий ассортимент. И можно потеряться не только в видах растительного масла (от оливкового до кедрового), но и среди зарубежных марок макарон. Есть даже паста в форме цветных сердечек. Естественно, лежат артишоки и спаржа.

А что ближе к народу

Аналогичная ситуация и в сети EuroSpar. В «спальниках» это простой народный гипермаркет. Это чувствуется и по скромному оформлению торговых залов, и по составу продавцов — в основном это мигранты из Средней Азии. А вот EuroSpar в «Смоленском пассаже» — это уже претензия на «продуктовый бутик». В торговом зале на «плазмах» показывают рекламу, среди работников есть темнокожие африканцы, а зона поедания готовых блюд больше похожа на кафе, а не на шашлычку, как в других магазинах сети.

Причем все эти чудеса маркетинга и логистики прекрасно знакомы и красноярцам. Особенно на примере сети магазинов «Rosa», чья концепция была явно подсмотрена в «Азбуке вкуса». В годы расцвета у сети был шикарный «флагман» в ТРЦ «Метрополь» с огромным выбором оливок, паст и сыров, и более скромные и безлюдные магазины на окраинах. А зачем соблазнять народ трюфелями, если он быстрее купит курицу по завышенной цене (ибо больше покупать негде)?

Впрочем, чудеса столичного маркетинга и логистики на этом не заканчиваются. Я иногда люблю тушить с имбирем, томатами и корицей зеленый горошек маш. Но по неведомой причине «Мистраль» завозит его лишь в «Пятерочку», и практически по той же цене маш можно купить в «Азбуке вкуса», но от другого производителя. А однажды в продуктовом сетевом «флагмане» я не нашел банальной пшеничной муки, пришлось жарить рыбу в кукурузном кляре.

Вездесущие «акционеры»

Материалы по теме

Модели потребительского поведения у богатых и бедных тоже стали похожи. В Красноярске друзья родителей изобрели новое, шуточное, значение слова «акционер» — человек, который скупает товары со скидкой по акции.

Если думаете, что состоятельным москвичам это увлечение чуждо, то ошибаетесь. Мой знакомый с Тверской хоть и работает начальником отдела в каком-то министерстве, но он тоже опытный «акционер». Просто он скупает акционные товары другими объемами, чем обычные люди. Как-то наткнулся на подешевевшие стейки из семги, закупил сразу 12 кг, забив всю морозилку. Но даже он иногда ворчит: «На сто тысяч рублей теперь так сложно продукты купить».

Многие россияне решат, что это вариант истории про то, как у одного солянка пустая, а у другого бриллианты не тех каратов. Тем более, что и в Москве, согласно сайту msk1.ru, многие специалисты столько и не получают: зарплата почтальона — 33800-40600 рублей, водителя автобуса — в районе 60000 рублей.

Но насчет высказывания знакомого я не был бы столь категоричен. В той же «Азбуке вкуса» килограмм фермерских огурцов стоит 500 рублей (есть и за 960 рублей), кило капусты белокочанной — 70-240 рублей. Десяток куриных яиц продают по 195-300 рублей. Самая дешевая куриная тушка идет по 800 рублей за 1,5 кг. Недорогая скромная пачка сосисок — 495 рублей.

Ну если к вам неожиданно пришли гости, но готовить лень, можно заказать сеты праздничных закусок весом 1,5-3,5 кг «всего» за 11-15 тысяч рублей.

Так что проесть за месяц сто тысяч рублей, отовариваясь в московском магазине, — нетрудная задача. Если каждый день брать фермерский хлеб из «Азбуки» за 696-849 руб./ буханка, рекомендуемое нутрициологом фермерское масло за 684 руб. / 200 г., а еще покупать мясо с фруктами — как бы вообще не пришлось затягивать пояса с таким бюджетом на еду.

На «фермерский» алкоголь его может уже не хватить. Неудивительно, что даже мой приятель из министерства ходит за частью продуктов в «Перекресток». А смысл покупать большой базовый белый «Domestos» почти за 700 рублей, если в других сетях он по 260 рублей максимум? Впрочем, в столице ведь есть и рынки. Может быть, хотя бы они становятся спасением? Но об этом в следующей части.

Кирилл Зорин специально для Newslab, фотографии предоставлены автором

* Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Рекомендуем почитать