«Китайцы уже давно не плюются под ноги»
На улицах очень чисто, нет мусора и запахов, как в остальной Азии. Вопреки стереотипам, китайцы уже давно не плюются под ноги, китайское качество уже находятся на высшем уровне (а где-то и опережает), цены там уже как в Москве, зарплаты на фабриках превышают среднероссийские (местами в 2-3 раза). Китай стремительно врывается в будущее.
Поражает количество электротранспорта на улицах — от мопедов до премиальных авто. Причем это, преимущественно, не «Теслы», а автомобили локальных брендов. Подавляющее большинство такси, которые приезжали, — электрички. Пока весь мир говорит про энергопереход, китайцы его молча делают. Интересно, что будут делать европейские автопроизводители, когда китайцы начнут выходить на их рынки.
Много было разговоров о том, в чем заключается особый «китайский путь» и что является главным фактором их успеха. В итоге пришли к простой формуле «каждый хорошо делает свое дело». На улицах нет праздношатающихся бездельников, нет бездомных (как в Калифорнии, Париже и Гонконге), люди на фабриках работают сфокусированно и быстро, в то время как нам обязательно нужен смысл. Протестантская этика отдыхает.
«Здесь абсолютная безопасность»
Еще одна особенность Китая — длинный горизонт мышления. Долгая стратегия, пятилетки, незыблемость партии — все это создает стабильность, о которой мы тут так мечтаем. Китайцы думают десятилетиями, если не веками, и для них текущий рост — это вовсе не аномалия, а возвращение к тому величию, которое у них когда-то было.
Здесь абсолютная безопасность, по крайней мере, в больших городах. Везде камеры, все под контролем. В отличие от США и Европы, где в большинстве городов ты ходишь с опаской и держишься за карман, в Китае можно об этом не беспокоиться.
Вообще, в Китае чувствуешь себя очень комфортно и органично. Если в большинстве азиатских стран ты становишься объектом внимания, то в Китае всем на тебя, в основном, наплевать.
В Китае не работают никакие международные сервисы — мессенджеры, Google, сервисы такси. Не открываются многие зарубежные сайты. Но китайцев это не смущает, ибо для всего есть местные аналоги, которыми пользуется миллиард человек. Китайцы, вообще, очень сконцентрированы на себе. Даже самоназвание Китая — «срединное государство», как бы намекает, что есть мы, а есть все остальные.
«Китай смотрит на все очень прагматично»
Когда мы лелеем мечты о «дружбе с Китаем», надо понимать, что дружба будет довольно односторонней. Китай смотрит на все очень прагматично, и «дружба» возможна там, где есть взаимная выгода. А предложить мы им можем не так уж много.
Китайский рынок и китайское общество невероятно конкурентны и меритократичны. Чтобы поступить в университет Цинхуа, надо пройти конкурс в несколько десятков тысяч человек на место. Чтобы продать свой товар на маркетплейсе, он должен быть лучше тысяч аналогов. Чтобы продвинуться в иерархии Коммунистической партии, ты должен обойти миллионы других. Соответственно, маржа в бизнесе очень маленькая. Но рынок огромный. В Китае открыто 7 000 «старбаксов» (и 9300 у их главного местного конкурента Luckin Coffee), в России было 130.
Удивительно сочетание эффективной капиталистической экономики с тотальным политическим и общественным контролем со стороны партии. На заводах стоят доски с фотографиями участников партячеек, на фоне современных промышленных роботов будет висеть красный флаг с серпом и молотом, а ключевые задания партии на пятилетку будут выставляться на видном месте.
Можно говорить про ущемление свобод и вот это всё, но большинство китайцев реально благодарны руководству за тот прогресс, который сделала страна за последние двадцать лет.
«Бумага в туалетах откручивается только после того, как ты считаешь код AliPay»
За последние годы Китай покрыл всю восточную часть сетью высокоскоростных магистралей и железных дорог, а вокзалы огромны и современны, но разобраться в них с первого раза довольно сложно.
Поражает развитие платежных экосистем. Абсолютно везде оплата происходит через AliPay — некий аналог нашей СБП, только QR-код считывает продавец с твоего телефона. Наличные в принципе не нужны, а в некоторых местах их уже просто не принимают. Даже бумага в общественных туалетах местами откручивается только после того, как ты считаешь код AliPay.
Китай как «глобальная фабрика» постепенно заканчивается и переходит на этап создания добавленной стоимости и развития своих брендов. Мы уже знаем Huawei, Xiaomi, автопроизводителей, HIKVISION, а скоро таких будет сильно больше. Внезапно понял, что моему телефону Huawei уже более пяти лет, и он не устаревает, не виснет и отлично держит заряд.
«Порой китайцы напоминают больших детей»
Почти никто не говорит на английском, да и указатели на английском мало где есть. Вся инфраструктура заточена, в первую очередь, под местных туристов. Иностранцы на улицах если и есть, то они просто растворяются в толпе. А общение с местными происходит путем онлайн-переводчиков.
Китайцы показались довольно близкими к нам ребятами. Порой может показаться, что со своей эмоциональностью это большие дети. Часто бывают довольно конфликтными, но этот конфликт очень редко перерастает в рукоприкладство. У нас, если что, могут сразу ударить в лицо, а здесь же кричат, ругаются, но грань переходят редко.
«Китайцы гордятся своей культурой»
Китай очень просто относится к старине. Они не считают нужным сохранять историческое здание, и в их культуре правильным будет полностью его снести и построить точную копию (она же лучше и современнее!), поэтому, приходя в «туристическое» место, ты никогда не знаешь, что является оригинальной постройкой, а что новоделом.
Отсюда же и отношение к «подделкам». Для китайца сделать качественную копию великолепного продукта — это признак высокого мастерства, которое достойно уважения. Делая копии, они учатся делать своё.
Мы очень мало знаем про Китай и очень мало его изучаем, даже несмотря на десятилетние призывы «разворачиваться на Восток». Минимум, который можно сделать, — это посмотреть китайские фильмы. Вы откроете для себя новый мир и новую философию, ибо в малейших нюансах вы увидите разницу между «Западом» и «Востоком».
Китайцы безусловно любят свою страну и гордятся своей культурой. Да, западное проникает и может быть популярно среди молодежи, но у них не зазорно носить национальную одежду, праздновать национальные праздники (привет Китайскому новому году), использовать национальные символы и архетипы. Вплоть до еды — большую часть ассортимента магазинов составляют специфические местные продукты, а глобальные бренды активно адаптируются (чипсы Lays со вкусом креветки, огурца и все такое). Патриотизму у них точно можно поучиться.
Долго и много чего еще можно писать и уходить в глубину. Об особенностях бизнеса, разнообразии кухни и особенностях взаимоотношений между людьми. Эмоций, инсайтов и впечатлений хватит еще надолго. Если хотите расширить свои представления, прикоснуться к другой цивилизации, познакомиться с древней культурой и увидеть совершенно другой взгляд на мир — обязательно поезжайте. Не пожалеете.
Андрей Шапенко, doctor of Business Administration, кандидат экономических наук, МВА, телеграм-канал «Лидерская позиция»