Издатель: Codemasters
Жанр: симулятор раллийных гонок
О том, что взаимоотношения людей и игр носят отнюдь не односторонний характер, написал еще в 64-м умница Эрик Берн. Это нам, непоколебимо уверенным в своей архизначимости и первостепенности, кажется, что МЫ играем в игры. Увы, каким бы разочарованием это ни стало для многих, теперь уже совершенно ясно, что и игры играют в нас.
Еще одно заблуждение: человек по-настоящему свободен в момент выбора. Быть может, раньше так и было, но теперь и этот пункт находится под сильным давлением сил с той стороны прилавка. Вас выбирают игры. Они ошибаются очень редко, и поэтому практически невозможной является ситуация, когда отъявленный любитель RTS становится главой виртуальной биржи, цифровой шахматист гоняет по балясинам юношу на скейте, а скромный почитатель походовых стратегий участвует в раллийных гонках. И все же игры покупают не только поклонники их жанров, ошибаться свойственно всем.
Четвертая инсталляция раллийных гонок «от самого» Колина Макрэя по-прежнему адресуется людям, которые не прочь ударить автопробегом по пересеченной местности. Как и в предыдущих частях, вы не будете одиноки в борьбе с неодушевленной природой (под этим подразумеваются трасса и гм.. автомобиль), но сталкивать соперника в кювет не придется, нужно лишь скорее пройти трассу.
Авторам удалось найти компромисс между реалистичностью и играбельностью. С одной стороны, политика «счас-покажу-NFS» здесь не проходит; с другой стороны, новичок, не лишенный апперцепции, улавливает основные закономерности в течение первого «быстрого» заезда. И они необычны: вы думали, что игры – это развлечение? С первых же 50 метров трассы становится понятно: придется работать.
Но как же упоение скоростью? Где хитросплетения сюжета? Почему отсутствуют видеоролики? Чем, в конце концов, они создают мотивацию для прохождения игры? Если такие вопросы посещают ваш ум, значит, игра все-таки ошиблась в выборе, ибо самое интересное происходит в воображении играющего. Так было в «Зорке», «Элите», «Хало»… - не правда ли, забавно, что главный объект игрового идолопоклонничества - графика - до сих пор играет второстепенную роль?
Графика… реалистична. Пожалуй, приставку «фото-» я оставлю на потом, до появления графических ускорителей, которые не будут смущаться при включении анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Но поскольку все это будет нескоро и к тому же в первое время после нескоро очень дорого, сейчас все же скажу: реалистична, реалистична, черт возьми! Когда камера облетает вокруг машины перед заездом и после него, раздраженно потираешь колени – они опять ушиблены упавшей челюстью. До чего хорошо отработаны модели и текстуры: и новые, и измочаленные детали авто почти осязаемы. На порядок скромнее выступают ландшафты. Некоторые карты сработаны так, что становится ясно: данный угол – просто совокупность треугольников, обтянутая средней невнятности текстурой. Правда, случается это нечасто и театр военных действий против стихии оказывает, как правило, самое серьезное впечатление на зрительные рецепторы водителя.
Еще сильнее, чем видео, впечатляет звук. Именно шумы, все это шебуршание, поскребывание, постукивание декораций по кузову снаружи и жужжание, шипение, зудение, стенания поврежденных механизмов внутри, мерное постукивание дождя создают уникальную атмосферу, в которую погружаешься с каждым заездом все сильнее. Игра затягивает, и мы считаем свои долгом сообщить об этом общественности.
Ваш покорный слуга начал играть с более чем траурным выражением на лице, но вскоре переживал уже по совершенно другим причинам. Из-за нехватки времени на полную починку машины между этапами, из-за того, что не удалось провести испытания технологических новинок и, вследствие, заполучить их в личное пользование, из-за того, что в Испании трассы такие узкие, а в Швеции – такие скользкие. Из-за того, что нельзя срезать повороты и еще (совсем немножко) из-за зрителей, не поддающихся панике при стремительном приближении гоночной машины… Словом, игра способна буквально за час превратить равнодушного зрителя в восторженного участника. Массовому обращению хорошо мог бы помочь наконец-то появившийся многопользовательский режим, но успех CMR04 в локальных сетях мне представляется маловероятным.
Подытожим. Очень качественная, интересная и азартная игра, для Тех, Кто Понимает, в меру дружелюбная и спокойная к тем, кто еще не. Неплохо играется на клавиатуре, хотя руль, конечно, предпочтительней. И еще в минимальные требования надо записать «недюжинное терпение игрока». Иначе никак.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 Ггц, 256 Мб памяти, 3D–видеокарта с 32 мегабайтами памяти
Рекомендуемые: процессор 1,4 Ггц, 512 Мб памяти, 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти, Creative Audigy 1 или 2, манипулятор типа руль
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb
Влад Вавилов