Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Запретить нельзя оставить: можно ли решить конфликт между пешеходами и самокатчиками в Красноярске

Запретить нельзя оставить: можно ли решить конфликт между пешеходами и самокатчиками в Красноярске

06.08.2024
21

«Ходить по городу просто опасно»

Сколько раз вам приходилось отпрыгивать от несущегося на всей скорости самокатчика в последний момент? Верим, что не единожды. Как подсчитали в Госавтоинспекции, в Красноярске на втором месте по частоте ДТП со средствами индивидуальной мобильности оказался наезд на пешехода. Таких случаев насчитали 17 с апреля 2024 года. На первом месте — ДТП с опрокидыванием (71 случай). Всего в 117 авариях с самокатами пострадали 115 человек, 34 из них — дети и подростки.

Одно из последних происшествий произошло в Красноярске на Взлётке - молодой мужчина на прокатном электросамокате угодил под автобус и получил травмы.

«Друзья, я отдаю себе отчёт, что сейчас выхвачу кучу негатива, но сил нет больше. Ходить по городу просто опасно. Речь не только про центр. Сегодня на тротуаре меня дважды чуть не срубили самокатчики. Самокаты в городе — это зло. В центре Питера Беглов запретил их с 1 августа. Я за выделенки для самокатов. Нашей администрации тоже надо искать решение, это реальная проблема», — написала в своих соцсетях Гульнара Баженова, медиаменеджер из Красноярска.

Запретить нельзя оставить

По результатам опроса Newslab на сайте и в социальных сетях, чуть больше половины респондентов (51,3 %) считает, что использование СИМ нужно запретить. 21,3 % проголосовали за то, что стоит снизить скорость, 16,3 % выбрали вариант «отключать в общественных местах». Только 11,2 % респондентов довольны ситуацией и считают, что с самокатами ничего делать не нужно.

Еще по теме. В июле на совещании, посвященном работе по стабилизации аварийности с участием СИМ, предложили снизить скорость электросамокатов или вовсе отключить их в местах массового пребывания людей, около крупных торговых центров и в центральной части города. А идею о полном запрете самокатов поддержали в полиции Красноярского края. Однако пока кардинальных мер не последовало.

«Самокат — часть стиля жизни»

Но есть немало владельцев СИМ, которые соблюдают правила движения и не причиняют дискомфорта пешеходам. По словам красноярки Софьи, для нее передвижение на самокате стало частью «стиля жизни» и альтернативой общественному транспорту.

«Я езжу на самокате по делам, на работу, да куда угодно. Это быстро и помогает избежать пробок. Самокат удобнее общественного транспорта, цены на который выросли, и дешевле такси. Я соблюдаю правила дорожного движения: спешиваюсь на пешеходных переходах, не разгоняюсь до большой скорости, тем более, если рядом есть люди. Я согласна с тем, что самокатчиков люди порой боятся, потому что часто на СИМ ездят дети, для которых это, скорее, игрушка и развлечение. Однако мне странно, что призывают запретить самокаты для всех людей, когда можно просто ограничить пользование. Это просто несправедливо», — прокомментировала Софья.

Девушка считает, что возможным решением был бы небольшой экзамен на знание ПДД, который нужно сдать, чтобы получить право на использование самоката.

Выделенные для СИМ полосы

По словам красноярского урбаниста Петра Иванова, существует только одно решение проблемы электросамокатов, и оно универсально для всех городов. Это выделенные для СИМ полосы движения.

«Тротуары в центре Красноярска очень узкие, соответственно, эти полосы можно создать за счет проезжей части. В сущности, большинство улиц центра имеет этот ресурс. Такое решение благотворно скажется на дорожно-транспортной ситуации. Автомобили будут ездить аккуратнее, поэтому мы исключим большое количество ДТП в центре города. Понятно, что это история достаточно сложная, и я не уверен, что администрация готова пойти на такой смелый шаг», — рассказал эксперт.

По мнению собеседника Newslab, в крупных городах нет удобной инфраструктуры для самокатов из-за «сильного сообщества автомобилистов, готовых возмущаться»:

«Автомобилистам все время кажется, что их кто-то ущемляет. Действительно, в крупных городах гораздо более сложная дорожная ситуация, чем в малых. Там случаются пробки, есть проблемы с тем, что люди зачастую живут далеко от места работы, учебы или выбирают для своих детей школы и детсады, которые они считают получше, но не поближе и так далее. Поэтому в крупных городах пока хороших прецедентов мы не наблюдаем. Тем не менее Казань, например, потихонечку движется в этом направлении».

Опыт других городов

В центре Санкт-Петербурга с 1 августа больше нельзя парковаться средствам индивидуальной мобильности. А мэр Москвы Сергей Собянин поручил ужесточить контроль над самокатчиками, но запрещать им ездить по тротуарам не стал.

В Казани проехаться на СИМ нельзя по проезжей части, пешеходным переходам и на перекрестках. Зоны проката самокатов там регулируются по обращениям граждан совместно с операторами.

«Мы пока не планируем отказываться от самокатов. Сегодня они отчасти выполняют роль транспорта „последней мили“, который предполагает поездки до 5 километров — до остановок или станций метро, к парку, набережной или в центре города от одной достопримечательности к другой. Кикшеринговые компании по нашему требованию установили в самокаты ограничение скорости, которое срабатывает в автоматическом режиме на тротуарах, пешеходных переходах, в местах скопления людей», — заявил РИА Новости председатель комитета по транспорту исполкома Казани Алексей Сидоров.

Есть также успешные кейсы в небольших населенных пунктах. В качестве хорошего примера создания инфраструктуры для самокатов Петр Иванов назвал город Альметьевск в Татарстане.

«В Альметьевске разработали комплексный мастер-класс по средствам индивидуальной мобильности для города, соответственно, там были реализованы велодорожки по всему городу. Это потрясающий пример, на самом деле, уже значительный процент поездок в городе осуществляется за счет индивидуальной мобильности. Например, среди школьников, это 19 % поездок», — поделился эксперт.

Какие штрафы грозят нарушителям на СИМ?

Согласно изменениям в ПДД, принятым в 2023 году, средствами индивидуальной мобильности считаются электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса. Ездить на них можно только по одному. Максимальная разрешенная скорость в городе — 25 км/ч, в жилых зонах — 20 км/час.

Какое наказание можно получить за нарушение правил дорожного движения:

  • За езду вдвоем на одном самокате, превышение скорости или выезд на дорогу, где нельзя ехать на СИМ, придется заплатить 800 рублей (ст. 12.29 КоАП).
  • В 1 000 рублей оценили выезд на дорогу с ограничением скорости 60 км/час (ст. 12.30 КоАП).
  • 1 000 — 1 500 рублей придется заплатить за езду в нетрезвом виде (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ) или причинение вреда здоровью человека легкой или средней тяжести по неосторожности (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).

Также собственные штрафы увеличили операторы кикшеринга. Правила указаны в договорах оферты. Соглашение пользователи подписывают при установке приложения. Приводим размеры санкций:

  • передача управления электросамокатом ребенку — 10 тыс. рублей;
  • поездка с пассажиром — 5 тыс. рублей;
  • неспешивание на пешеходном переходе — 1 тыс. рублей;
  • некорректная парковка (самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки) — 500 рублей;
  • управление самокатом в пьяном виде или причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате ДТП по вине пользователя (на основании материалов ГИБДД) — 100–150 тыс. рублей в зависимости от оператора.

Пока ситуация с запретом самокатов в Красноярске кажется гораздо более вероятной, чем с развитием дополнительной инфраструктуры в городе. Впрочем, то же самое сейчас наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Newslab, в свою очередь, призывает пешеходов и всех участников дорожного движения быть аккуратнее и заботливее друг к другу.

Екатерина Беленкова специально для Newslab

Рекомендуем почитать