Newslab уже рассказывал про Владимира Тарасова — о его съемках паркура в 11 лет, первой камере и первых успехах в видеопродакшен. Почитайте, как детское увлечение стало делом всей его жизни и принесло известность за пределами родного Красноярска.
Владимир, у тебя есть офис и официальная работа или ты свободный творец в режиссуре?
По сути, я фрилансер. У меня нет какой-то компании, за которой я закреплен, а в трудовой книжке нет ни одной записи. Я ни разу не ездил в офис и не работал в open space. И, честно говоря, не тянет (смеется).
То есть ты работаешь удаленно и сам выстраиваешь свой график?
Творческие люди очень страдают от неравномерности. Еще два года назад для меня было абсолютно нормально в 11-12 часов вечера обсуждать рабочие моменты. Сейчас после 20.00 вообще не притрагиваюсь к работе и четко разделяю: всё, сейчас это мое время.
Что касается графика, работаю так с понедельника по субботу, а воскресенье всегда стараюсь полностью освободить для отдыха.
Во сколько ты просыпаешься? И как? Есть ли особые утренние ритуалы?
Просыпаюсь без будильника в 8-8:30, мне наконец удалось войти в этот режим. День всегда начинаю с движения: у меня есть TRX-петли для тренировок. Утром работаю с телом, балансом, прокатываюсь... Не всегда получается, но стараюсь не пропускать этот ритуал. Это если я просыпаюсь один, а если с девушкой — всегда варю ей кофе в турке.
Дальше сразу работа с бесячими задачами, которые нужно сделать. Первый час отдаю им: стараюсь написать какие-то технические задания, подготовить документацию. Бывает, могу заработаться, забыть о завтраке и только к 11 часам вспомнить о нём.
Первую половину дня чаще всего я работаю дома. Потом беру с собой ноутбук, рюкзачок и перемещаюсь по городу. Могу в районе у дома где-то поработать, могу поехать в центр. Вообще, я фанат работы в кафешках и интересных местах. Потому что мне нравится менять обстановку и переключаться. Я стараюсь, чтобы дом сохранял именно атмосферу дома, а работать в нем целый день — это какая-то страшная картина, на самом деле.
А как и где ты обедаешь?
Не люблю готовить и тратить на это время. Считаю, что время — это самый важный ресурс. Поэтому обычно я захожу в очень простые столовые. В Студгородке, где я живу, есть пара таких мест, и есть у меня знакомые узбеки, с которыми уже 8-9 лет общаюсь, и часто отдаю предпочтение их восточной кухне.
Но не бывает такого, что семь дней в неделю я ем только в столовой. Нет. Я стараюсь всё менять. Могу и в ресторан зайти. Это как с обновлением нейронных связей: ты не задерживаешься в одном стиле, в одном режиме, ты чуть-чуть что-то подкручиваешь.
Безусловно, у меня есть план в течение дня, но я всегда оставляю место моменту спонтанности. Вот сегодня я ем здесь, завтра схожу вот туда. Мне нравится момент исследования.
А погулять или просто поваляться в дневное время удается?
Мне всегда важно в течение дня, чтобы у меня было от 40 минут до часа, когда я могу просто прогуляться. И чаще всего это природные места. Я живу в Октябрьском районе во многом по этой причине: здесь есть возможность быстро перезагрузиться и «подключиться» к природе.
Я могу уйти в лес и просто прогуляться в тишине, могу спуститься к Енисею, пройтись там, или чуть-чуть проехать на машине, подняться на Сопку и оттуда посмотреть вид на город. Для меня это реально важная часть дня: всегда провожу время на природе и всегда в одиночестве.
Возвращаемся к работе. У тебя есть постоянные коллеги?
Когда ты режиссер, то зачастую в проектах работаешь с разными командами. Есть люди, которые переходят с одного проекта в другой. Например, у нас в городе не так много операторов-постановщиков, и часто я с одними и теми же работаю. Но скажу так: процентов 40-50 меняется от проекта к проекту. Связано это с тем, что специфика требует разных навыков.
Например, сейчас мы создаем документальный фильм «Командор. Живем в Сибири». Нам нужна была мобильная команда, где один специалист может выполнять несколько функций сразу. А когда ты снимаешь, например, рекламу еды, нужен оператор с узкой направленностью, фуд-стилист, который умеет красиво эту еду сделать. То есть снять документальный фильм и снять рекламу — это разные задачи, и команды нужны тоже разные.
Когда я только начинал, то развивал свою команду и выступал как режиссер и продюсер. Но в 2021 году случилось творческое выгорание. Я понял, что 80 % моего времени — это бюрократия, и решил от этого всего отказаться, сделать небольшой шаг назад и сфокусироваться на режиссуре. Начал работать с разными командами, и оказалось, что мне нравится знакомиться с людьми и видеть разные подходы. Это позволяет мне не засиживаться в одной атмосфере и ездить по разным городам.
Расскажи, как устроен рабочий день режиссера?
В течение всего проекта у режиссера по-разному строится жизнь. Пока длится подготовительный этап или предпродакшен, ты больше работаешь креативно и чаще — в одиночестве. Ты обдумываешь идеи, сценарий, ищешь какие-то образы и обсуждаешь их с оператором и художником-постановщиком. Этот этап может длиться несколько месяцев.
Затем наступает съемочный этап. И здесь ты уже работаешь с командой. Это съемочные смены, которые начинаются чаще всего с 7 утра и заканчиваются в 8 вечера. В этом году, например, в фильме про «Командор» было 34 съемочных дня. Это достаточно большой промежуток, и на таких съемках ты очень выкладываешься и должен себя поддерживать в очень хорошем режиме. Ты должен тренироваться, следить за своим здоровьем, это очень важно.
Потом наступает этап «постпродакшен», когда мы монтируем весь отснятый материал. Это относительно комфортный период, потому что ты работаешь с небольшой командой: даешь задачу режиссеру монтажа, он присылает постоянно новые версии, ты комментируешь... В это время (с уже более свободным графиком работы) можно параллельно готовиться к следующему проекту.
В какой фазе ты сейчас и над чем работаешь?
Сейчас я на этапе постпродакшена. Готовлюсь к старту нового проекта — серии рекламных роликов в жанре мюзикла для сети дискаунтеров в Иркутской области.
А как ты обычно проводишь вечера?
Занимаюсь спортом. Мне нравится тренироваться вечером. Могу провести вечер с друзьями, со своей девушкой. Я точно уберу смартфон подальше и поставлю «не беспокоить», это позволяет очень сбалансированно себя чувствовать. Стараюсь перед сном посмотреть фильм или почитать.
Что сейчас читаешь и смотришь?
Сейчас читаю книгу «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей» о руководителе компании Pixar, а смотрю сериал «Сёгун» от Netflix.
А как выглядит твое идеальное воскресенье?
В воскресенье всегда выезжаю на природу, иначе не почувствую, что отдохнул.
На прошлой неделе ездили в Овсянку, в центр Астафьева. Весь день там провели, на электричке прокатились, погуляли с девушкой. Очень запомнился этот отдых. До этого ходил на Столбы, залезли на Первый Столб. Такие вылазки очень заряжают.
Беседовала Вероника Головчиц специально для Newslab,
фото предоставлены героем интервью