Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Наши помидоры растут по всему миру!»: как энтузиасты из Красноярского края строят бизнес на родной земле

«Наши помидоры растут по всему миру!»: как энтузиасты из Красноярского края строят бизнес на родной земле

03.10.2025
6
Источник: личный архив героев интервью

«Никто в крае виноградников еще не делал»

Александр Рыкалин из Шушенского района — человек, чье увлечение можно без преувеличения назвать уникальным. Он стал одним из немногих, кто решил выращивать виноград в Сибири. А началось всё, как это часто бывает, почти случайно.

«Я начинал заниматься виноградом еще в прошлом веке, в 1997 году, — рассказывает Александр. — На тот момент я работал в администрации поселка Шушенского, где в сумме отслужил 17 лет. И вот однажды мне в руки попал виноград. Первый маленький кустик привез на выставку мой товарищ. Сейчас бы я такой уже не взял, но тогда это было что-то удивительное. Помню, сорт назывался „Алеша“. Я посадил его и буквально на следующий год получил маленькую гроздочку. Когда попробовал, я просто обалдел от вкуса — он был сладкий, ароматный, да еще и выращенный своими руками!»

Александр Рыкалин и его виноград
Фото: личный архив Александра Рыкалина

С этого момента Александр начал понемногу размножать саженцы, присматриваться к агротехнике и пробовать новое. Учиться, по его словам, было практически не у кого — всё приходилось познавать путем проб и ошибок, набивая собственные шишки. Впрочем, база была: за плечами — Красноярский аграрный университет. Постепенно нарастали связи с коллегами из других регионов.

«Времени на то, чтобы превратить увлечение в бизнес, потребовалось немало. В Сибири технология выращивания отличается от южной. Если там виноград формируется на высоком штамбе, как дерево, то у нас плодоносящая лоза располагается низко, и каждую ветку нужно подвязывать вручную. Это огромные трудозатраты. Да и капитал нужен серьезный — от 3 до 6 миллионов рублей на гектар, чтобы создать всю инфраструктуру. К сожалению, субсидий для виноградарей в крае пока нет, поддержка выделяется в основном на картофель или животноводство. Но я планирую пройти этот путь и зарегистрировать уникальное для края предприятие».

Когда на приусадебном участке Александра, где росло уже около 50 сортов, стали появляться гости со всей страны, сама собой родилась идея развивать агротуризм. Сегодня он закладывает большой виноградник на двух гектарах — на земле, где жили его дед и отец, в 30 километрах от Шушенского. Дело продолжает и сын, который хоть и не увлекся виноградом, но выращивает огромные арбузы и малину.

«Сейчас у нас с сыном 10 гектаров на двоих. А скоро, 6 сентября, у нас в Шушенском пройдет праздник „Сибирская лоза“. Я, можно сказать, папа этого фестиваля — придумал его шесть лет назад и пришел с идеей в администрацию. В этом году мы даже получили хорошую субсидию на проведение. Надеемся, что шушенский виноград станет не менее известным, чем минусинский помидор!»

В 2025 году цифровая экосистема МТС масштабно обновляет сеть по всему Красноярскому краю — высокоскоростным интернетом покрыто более 100 населенных пунктов региона, а лидерами среди округов по количеству локаций с обновленным покрытием стали Ирбейско-Саянский, Назаровский, Большемуртинский и Шарыповский округа. В Шушенском, например, LTЕ-сеть оператора окутала поселки Алтан и Зарничный, село Средняя Шушь и деревню Нижняя Коя. Местные аграрии смогут внедрять современные цифровые технологии в земледелие и производство, а у сельчан появится возможность всегда быть на связи. Чем не причина заняться агротуризмом следующим летом?

«Мы вообще династия врачей, а не предпринимателей»

Борис Сонин — овощевод и коллекционер редких семян из Минусинска, настоящей помидорной столицы Сибири. Он продолжает дело, которое его семья ведет уже несколько десятилетий, и выводит его на новый уровень.

«Помидоры мы выращиваем много лет. Мои бабушка с дедушкой занимаются огородом уже лет тридцать, родители тоже. Да и вообще, в нашем городе существует целая культура помидороводства — с 2004 года проводится праздник „День минусинского помидора“. Все это, конечно, подогрело мой интерес, — делится Борис. — Активно испытывать новые сорта и реализовывать семена мы начали в 2013 году. Помню, первой покупательницей была жительница Москвы, которая попросила выслать ей семена наших минусинских томатов».

Борис вместе с бабушкой
Фото: vk.com/borissemena

С тех пор семена из Минусинска разъехались по всему миру. Их заказывали в Германию, США, Китай, Канаду и даже в Африку и на Аравийский полуостров. По словам Бориса, он никогда не планировал строить масштабный бизнес — все получилось само собой.

«Я просто делал то, что мне нравится, делился успехами на своей странице в „Одноклассниках“, и это увлекло других людей. Аудитория нашлась сама по себе, сработало „сарафанное радио“. Мы начали строить бизнес, можно сказать, вслепую. У нас в семье не было предпринимателей, мы вообще династия врачей: я — кардиолог, мама — терапевт, папа — фельдшер. Как вести соцсети, общаться с аудиторией — всему учился по наитию».

Минусинский округ — один из лидеров в регионе по запуску нового телеком-оборудования МТС. Курсы по блогингу и продвижению своего дела стали ближе — затронули не только аграриев «помидорной столицы» Сибири, но и жителей других населенных пунктов округа — поселка Притубинский, деревни Солдатово, а также сел Верхняя Коя, Колмаково, Новотроицкое, Николо-Петровка, Шошино и Восточное. Теперь можно не только учиться новому, но и делиться в соцсетях тем, чего ни у кого больше нет — например, снимками редчайших сортов томатов или диковинной прикормкой для лучшего роста урожая.

Залогом успеха Борис считает не только продажи, но и обучение: он записывает десятки полезных роликов для огородников.

Но главный секрет, конечно, в самом продукте.

«Я от многих людей слышал, что именно минусинские помидоры имеют необыкновенный вкус. Не зря ведь у нас больше 20 лет отмечают праздник в их честь! Конечно, чувствуешь трепет от того, что ты к этому причастен и трудишься на родной земле. Я свой город очень люблю. Сил и времени на это уходит много, помидорами занимается вся семья. Дела у нас есть все 12 месяцев в году: чтобы получить семена, нужно сделать очень много работы».

За десять лет семья Сониных испытала больше тысячи сортов. Сейчас в планах — возможное расширение ассортимента и выход на маркетплейсы. Но главное, по словам Бориса, — это огромное сообщество единомышленников.

«Наш помидорный мир огромен на связи. Мы много лет сотрудничаем, кто-то новый присоединяется. У нас даже есть профессиональные группы, где мы стараемся друг другу помогать и подсказывать».

«Многие думают, что мы только складываем доход в кошелек»

Александр и Юлия Казанцевы из Зеленогорска — потомственные пчеловоды, которые превратили семейную пасеку в современный бренд с дерзким названием «Медовый папочка». Они не только продолжают дело, начатое 30 лет назад, но и доказывают, что традиционное ремесло может быть успешным и востребованным по всей стране.

Для Александра пчеловодство — не просто бизнес, а часть его ДНК, связь с предками и родной землей, на которой он вырос.

Юлия и Александр Казанцевы
Источник: личный архив героев интервью

«Так сложилось, что я рос среди пчёл! — рассказывает Александр. — Запах дымаря, мёда, разговоры про медосбор — всё это откладывалось на подсознании с детства. Работал рядом с родителями — вот она, первая школа пчеловодства. Пробовал, конечно, и другое, учился, но всё равно тянуло обратно. К земле, к этим знакомым с детства запахам и заботам. И вот решение вернуться — оно уже осознанное было, взрослое. А родная земля... Это же не просто точка. Это земля, где трудились поколения моей семьи. Чувствую ответственность — сохранить ее. И для пчёл, и для детей, и для внуков потом».

Новую жизнь в семейное дело вдохнула супруга Юлия, дедушка которой тоже был пчеловодом. Именно она придумала сделать современный бренд — с ее подачи традиционная пасека получила яркое и запоминающееся имя, которое стало их визитной карточкой.

«Поиск имени для пасеки начался в 2020 году, — вспоминает Юлия. — Мы быстро отказались от идеи использовать нашу фамилию. Слишком уж это распространено. Нам хотелось чего-то оригинального, что сразу цепляло бы. Крутили в голове ассоциации: мёд, медовый... и вот мой муж предлагает: „А что, если Медовый папочка? Honey Daddy“. Название звучало ярко и по-русски, и по-английски. Было живым и запоминающимся. Мы рискнули и не прогадали. Оно кого-то веселит, кого-то интригует, и это именно та реакция, которую мы хотели получить».

За яркой упаковкой и активностью в соцсетях стоит огромная ежедневная работа и внушительные расходы, о которых покупатели часто не догадываются. Пасека для семьи — основное дело, требующее постоянных вложений.

«Сейчас вкладываем очень много, деньги уходят огромные! — объясняет Александр. — В 2020-м мы, по сути, начали создавать пасеку с нуля, с лицом нашего бренда. Это и производство своих ульев, и аренда земли под пасеку, и строительство склада, омшаника, дороги, подключение электричества. Это покупка помещения под магазин в кредит и его ремонт, разработка дизайна, печать этикеток, реклама. У нас полностью официальная пасека: ИП, налоги, лабораторные исследования пчёл и мёда. Только на исследования в этом году уйдет около 50 тысяч. И это малая финансовая часть наших затрат. А многие думают, что мы ничего не тратим, а только складываем доход в наш кошелек».

Произвести качественный мёд, который побеждает на всероссийских и международных конкурсах, — это полдела. Не менее сложная задача — найти своего покупателя и донести до него ценность продукта.

«Доставка по России — пока что малая часть от продаж, всего 15-20 %, — говорит Юлия. — Работают соцсети и маркетплейсы, но везде свои минусы: в соцсетях нужны большие бюджеты на рекламу, а на маркетплейсах — высокая комиссия и много низкосортного мёда по низким ценам. Конкурировать сложно. Поэтому мы сейчас меняем подход, ищем B2B-партнеров, чтобы наш мёд появлялся в магазинах других городов. Хочется, чтобы продаж по России было больше».

Несмотря на все трудности, дело растет. Сегодня у семьи Казанцевых около 100 пчелосемей, и мёд из Зеленогорска уезжает более чем в 20 городов России, а также в Казахстан и Беларусь. В планах — не просто расширение, а создание уникального пространства для агротуризма.

«Главное — чтобы люди получали пользу от нашего мёда, — делятся планами супруги. — А конкретно сейчас — очень нужно закончить омшаник и склад, освоить участок. Хотим запустить агротуризм: принимать гостей, водить экскурсии, чтобы люди сами рамки с мёдом достали, попробовали его откачать. А ещё есть мечта — апидомик! Это специальный домик, под которым стоят ульи. В нем можно спать, а воздух там особенный, от пчёл, очень полезный».

Тем, кто хочет превратить семейное ремесло в успешный бизнес, Юлия советует не бояться быть открытыми и системно подходить к делу.

«Искренне любите свое дело и вырабатывайте железную самодисциплину. Считайте цифры вашего бизнеса, всё фиксируйте. Не пускайте это на самотек. Общайтесь со своей аудиторией честно, это ваш главный актив. Показывайте свой путь, не только идеальный, но и расходы, трудности. Узнавайте обратную связь. Не бойтесь быть видимым!».

А какие вы посоветуете локальные продукты из Красноярского края, которые обязательно стоит попробовать? Расскажите в комментариях.

Рекомендуем почитать