В ролях: Игорь Петренко, Богдан Ступка, Алёна Бабенко
Большое – в лучших советских традициях – кино. Фильм с красивой историей, яркими героями, настоящими (насколько это вообще возможно) чувствами, восхитительно прозрачным небом и самым синим морем. Казалось, что здесь и сейчас такое кино уже невозможно, но вот оно: смотрите, наслаждайтесь, живите эти два часа вместе с его героями. Картина Павла Чухрая – не только блестящий образец «большого стиля» и почти безупречное ретро, но и очень искреннее, проникновенное и просто красивое кино – то кино, об утрате которого громко сожалели наши соотечественники всё последнее десятилетие.
Нельзя не согласиться с режиссёром, говорящим о 60-х, как об обаятельном времени. В атмосфере этих удивительных – в первую очередь, в истории нашей страны – лет, на излёте оттепели и разворачиваются события «Водителя для Веры». Ещё вовсю звучат твисты и рок-н-роллы, но в жизнь героев уже вторгаются холодные ветры грядущей зимы. Сержант Виктор в качестве водителя поступает в распоряжение севастопольского генерала, среди прочих его обязанностей – возить и охранять взбалмошную генеральскую дочь Веру. Виктор, выросший в детском доме и ни за что не желающий возвращаться к ждущему его прозябанию, видит в военной службе свой шанс и готов пойти на всё ради карьеры.
Может быть, именно поэтому его до самого последнего момента ничуть не терзает двойственность сложившегося положения. Он, не мучаясь угрызениями совести, уверенно движется к тому, чтобы стать супругом беременной от гостящего в Крыму кубинского офицера генеральской дочки, но при этом пишет в ГБ отчёты о своём шефе и благодетеле и даже не думает предупредить того об очевидной угрозе, исходящей от адъютанта, верно служащего чекистскому делу. При всём при этом Виктор остаётся положительным героем, к которому нельзя не проникнуться тёплыми чувствами, чья судьба никого не может оставить равнодушным.
Чухраю удалось снять свой фильм так, что зритель оказывается вынужден всерьёз сопереживать всем главным персонажам: и водителю Виктору, и генеральской дочке Вере, и оказавшемуся в безвыходной ситуации генералу. Причём последний вызывает самые сильные и искренние чувства. С одной стороны, полная комплексов, истеричная дочь, страдающая от сознания собственной неполноценности, вызванного то ли хромотой, то ли ранней потерей матери, то ли нескладывающейся личной жизнью, а скорее – всем вместе взятым. С другой – угрожающее не только карьере, но свободе и жизни преследование со стороны органов государственной безопасности, пытающихся повесить на генерала ответственность за давнишнюю катастрофу.
Ну не может оставить безучастным сильный человек, вынужденный успокаивать несчастную дочь, решать её нешуточные проблемы и одновременно противостоять мощнейшей государственной машине подавления. И то, с каким чувством, сильно и убедительно это сыграно (и не только в случае с генералом), ставит перед необходимостью стоя аплодировать авторам картины за подбор актёров. Павлу Чухраю можно предъявить какие-то претензии как сценаристу и режиссёру, в фильме можно найти огрехи и несоответствия, даже сюжет можно признать отчасти натянутым, но делать этого не хочется, все мелкие недостатки уходят на второй план и меркнут на фоне блестящей актёрской работы.
В картине снялись не просто блестящие актёры (чего не могу не признать при всей неоднозначности моего отношения к Богдану Ступке и Андрею Панину), но, пожалуй, и единственно возможные – в каждом случае имеет место быть идеальное попадание в образ. Невозможно себе представить, кто кроме Богдана Ступки мог бы быть столь же жестким и вместе с тем нежным и беззащитным. И никто кроме Панина не смог бы так живо сыграть мерзавца и мелкого злодея, ни в чьём другом исполнении его слова и действия не были бы так убедительны. Удивительно хороша и Алёна Бабенко, сумевшая тонко, с каким-то внутренним надрывом выразить и воплотить всю противоречивость характера своей героини.
Игорь Петренко – это тема для отдельного разговора, наше (советское) кино всегда держалось на потрясающих и великолепных актёрах, которые своим присутствием, своей игрой могли даже бессмысленный и заурядный фильм превратить если не в шедевр, то в кассовый хит точно. В последнее же десятилетие большое кино (если допустить, что оно вообще было) испытывало явный дефицит больших актёров и жило по большей части великими и славными именами прошлого. Но появление на экранах замечательных молодых актёров, к числу которых принадлежит и Петренко, даёт надежду, что в скором времени вспоминать имена современных отечественных кинозвёзд мы будем с той же лёгкостью (и хотелось бы, в том же количестве), что и имена звёзд советского кинематографа.
Одним словом, «Водитель для Веры» – хорошее кино, в котором мелодрама умело переплетена с политическим детективом, где интрига любовная (бесспорно, преобладающая) сочетается с интригой политической. Кино, профессионально снятое и удачно представленное (проданное) зрителю. Можно, конечно, дискутировать по поводу выбора режиссёром именно такого финала, ведь сюжет даёт немало возможностей для поворота к полному хеппи-энду, но сейчас это лишено смысла. «Водитель для Веры» – один из тех фильмов (пока не столь многочисленных, как хотелось бы), что вызывают – не сочтите меня излишне мелодраматичным – гордость за наш кинематограф.
Александр Спасов