Главная
>
Статьи
>
«Водитель для Веры»

«Водитель для Веры»

02.08.2004
6
Режиссёр: Павел Чухрай
В ролях: Игорь Петренко, Богдан Ступка, Алёна Бабенко


«Водитель для Веры»

Большое – в лучших советских традициях – кино. Фильм с красивой историей, яркими героями, настоящими (насколько это вообще возможно) чувствами, восхитительно прозрачным небом и самым синим морем. Казалось, что здесь и сейчас такое кино уже невозможно, но вот оно: смотрите, наслаждайтесь, живите эти два часа вместе с его героями. Картина Павла Чухрая – не только блестящий образец «большого стиля» и почти безупречное ретро, но и очень искреннее, проникновенное и просто красивое кино – то кино, об утрате которого громко сожалели наши соотечественники всё последнее десятилетие.

Нельзя не согласиться с режиссёром, говорящим о 60-х, как об обаятельном времени. В атмосфере этих удивительных – в первую очередь, в истории нашей страны – лет, на излёте оттепели и разворачиваются события «Водителя для Веры». Ещё вовсю звучат твисты и рок-н-роллы, но в жизнь героев уже вторгаются холодные ветры грядущей зимы. Сержант Виктор в качестве водителя поступает в распоряжение севастопольского генерала, среди прочих его обязанностей – возить и охранять взбалмошную генеральскую дочь Веру. Виктор, выросший в детском доме и ни за что не желающий возвращаться к ждущему его прозябанию, видит в военной службе свой шанс и готов пойти на всё ради карьеры.


«Водитель для Веры»

Может быть, именно поэтому его до самого последнего момента ничуть не терзает двойственность сложившегося положения. Он, не мучаясь угрызениями совести, уверенно движется к тому, чтобы стать супругом беременной от гостящего в Крыму кубинского офицера генеральской дочки, но при этом пишет в ГБ отчёты о своём шефе и благодетеле и даже не думает предупредить того об очевидной угрозе, исходящей от адъютанта, верно служащего чекистскому делу. При всём при этом Виктор остаётся положительным героем, к которому нельзя не проникнуться тёплыми чувствами, чья судьба никого не может оставить равнодушным.

Чухраю удалось снять свой фильм так, что зритель оказывается вынужден всерьёз сопереживать всем главным персонажам: и водителю Виктору, и генеральской дочке Вере, и оказавшемуся в безвыходной ситуации генералу. Причём последний вызывает самые сильные и искренние чувства. С одной стороны, полная комплексов, истеричная дочь, страдающая от сознания собственной неполноценности, вызванного то ли хромотой, то ли ранней потерей матери, то ли нескладывающейся личной жизнью, а скорее – всем вместе взятым. С другой – угрожающее не только карьере, но свободе и жизни преследование со стороны органов государственной безопасности, пытающихся повесить на генерала ответственность за давнишнюю катастрофу.


«Водитель для Веры»

Ну не может оставить безучастным сильный человек, вынужденный успокаивать несчастную дочь, решать её нешуточные проблемы и одновременно противостоять мощнейшей государственной машине подавления. И то, с каким чувством, сильно и убедительно это сыграно (и не только в случае с генералом), ставит перед необходимостью стоя аплодировать авторам картины за подбор актёров. Павлу Чухраю можно предъявить какие-то претензии как сценаристу и режиссёру, в фильме можно найти огрехи и несоответствия, даже сюжет можно признать отчасти натянутым, но делать этого не хочется, все мелкие недостатки уходят на второй план и меркнут на фоне блестящей актёрской работы.

В картине снялись не просто блестящие актёры (чего не могу не признать при всей неоднозначности моего отношения к Богдану Ступке и Андрею Панину), но, пожалуй, и единственно возможные – в каждом случае имеет место быть идеальное попадание в образ. Невозможно себе представить, кто кроме Богдана Ступки мог бы быть столь же жестким и вместе с тем нежным и беззащитным. И никто кроме Панина не смог бы так живо сыграть мерзавца и мелкого злодея, ни в чьём другом исполнении его слова и действия не были бы так убедительны. Удивительно хороша и Алёна Бабенко, сумевшая тонко, с каким-то внутренним надрывом выразить и воплотить всю противоречивость характера своей героини.


«Водитель для Веры»

Игорь Петренко – это тема для отдельного разговора, наше (советское) кино всегда держалось на потрясающих и великолепных актёрах, которые своим присутствием, своей игрой могли даже бессмысленный и заурядный фильм превратить если не в шедевр, то в кассовый хит точно. В последнее же десятилетие большое кино (если допустить, что оно вообще было) испытывало явный дефицит больших актёров и жило по большей части великими и славными именами прошлого. Но появление на экранах замечательных молодых актёров, к числу которых принадлежит и Петренко, даёт надежду, что в скором времени вспоминать имена современных отечественных кинозвёзд мы будем с той же лёгкостью (и хотелось бы, в том же количестве), что и имена звёзд советского кинематографа.

Одним словом, «Водитель для Веры» – хорошее кино, в котором мелодрама умело переплетена с политическим детективом, где интрига любовная (бесспорно, преобладающая) сочетается с интригой политической. Кино, профессионально снятое и удачно представленное (проданное) зрителю. Можно, конечно, дискутировать по поводу выбора режиссёром именно такого финала, ведь сюжет даёт немало возможностей для поворота к полному хеппи-энду, но сейчас это лишено смысла. «Водитель для Веры» – один из тех фильмов (пока не столь многочисленных, как хотелось бы), что вызывают – не сочтите меня излишне мелодраматичным – гордость за наш кинематограф.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать