
Как все началось
Моя мама и отчим Лёши — моего мужа — работали вместе на базе УРСа в посёлке Индустриальный. Потом нас переселили в Красноярск, в Зеленую рощу. Мы с будущим мужем жили в соседних подъездах и даже не знали об этом. Но как-то на День пограничника повстречались во дворе дома, родители Леши пригласили нас с семьей в гости. Так я с мужем и познакомилась. Мы друг-другу сразу понравились, любовь с первого взгляда, можно сказать. Потом как-то все закрутилось-завертелось.
Мы всегда хотели много детей, большая дружная семья — это ведь здорово. Сначала у нас появились мальчишки — Сергей, Александр и Станислав. А потом мы решили взять двух девочек из детдома, причем решение приняли спонтанно. В августе 1990 года я была в отпуске по уходу за ребенком, Стасу тогда было где-то около года, может чуть больше. И вот я прочитала заметку в газете «Красноярский рабочий» о том, что в лор-больнице на кинотеатре «Строитель» находятся ребятишки — две девчонки-сестрички, и одной из них скоро в школу.
Я подошла к мужу и говорю: «Леш, давай съездим, посмотрим?». Он всегда мечтал о дочери, поэтому согласился довольно быстро. Мы взяли мальчишек и в тот же день поехали в больницу. На входе нас встретила одна из девочек — младшая Настя. Она выбежала ко мне на встречу и закричала: «Мамочка, где ты была так долго? Почему ты не приходила?». Этими словами она решила свою судьбу, судьбу своей сестры и нашу в придачу.

Стать родителями сестричек хотели многие, кандидатов было хоть отбавляй. Еще как-то так интересно вышло, что у всех были в семьях одни мальчишки. Главврач тогда смеялся: «Ну надо же, у всех по три мальчика, и всем дочь подавай!». Выбор сделали в нашу пользу, мы быстро собрали все необходимые документы — справки и характеристики — и забрали девочек. На руку, конечно, здесь сыграло то, что мы жили в городе и на тот момент у нас уже была четырехкомнатная квартира. Муж тогда работал водителем — служебное жилье выдавали очень быстро. К тому же мы собирались идти на расширение.
Семейный статус
После того, как мы с Лешей забрали сестер из лор-больницы, в нашем региональном детском фонде мне сказали: «Вера Фёдоровна, вам уже можно присваивать статус семейного детского дома. У вас трое своих детей, еще двоих вы взяли на попечение. Пишите заявление». В советские годы этот статус давал многое: официальную работу, зарплату, отпускные, финансирование по смете — на хозяйство, коммунальные платежи, одежду, обувь и лекарства.
19 сентября 1990 года мы с мужем пришли в райисполком. Многие руководители там довольно хорошо меня знали, потому что я хоть и была в декрете, но работала на 10-й автобазе. Сначала все очень удивились: «Зачем тебе это? Ты ещё молодая, сама нарожаешь». Но замглавы района быстро прояснила ситуацию, сказала: «Вы не забывайте, что у неё и так уже трое своих детей — она у нас многодетная мать». В итоге решение приняли единогласно. 19 сентября нам официально присвоили статус семейного детского дома, с тех пор для нас этот день — большой праздник.
Первых детей мы взяли в августе, но по решению нужно было принять еще двоих. Так мы нашли родного братишку сестричек, потом к нам пришла Ольга — круглая сирота при живых родственниках в Красноярске и крае. Страха как такового не было, мы с Лешей тогда просто были слишком молоды, чтобы бояться. Мне 26 лет, ему 31 год — самый расцвет, в эти годы тебе любое дело по плечу, все удается и все получается.
К тому же, тогда в этом плане все было гораздо проще. Никто не вставлял палки в колеса, детей с легкостью передавали в приемные семьи. Мы зачастую ребятишек даже не выбирали, кого предложат — тех берем. Единственное, для нас с мужем было очень важно, чтобы детки были «семейками» — братья и сестры. Это на случай, если с нами вдруг что-то случится. 90-е — время непростое, так они хотя бы будут знать, что есть друг у друга.
Жизнь в доме
Постепенно приходили новые ребятишки. Первые — Наташа, Настя и Слава Дубовицкие. Потом Ольга. Потом брат с сестрой — Оксана и Максим. Потом Надюшка. А ещё одна Оля — мы её увидели в передаче Марины Добровольской «24 часа», в выпуске про Сосновоборский дом малютки. Она была такая крохотная, ребенка буквально вот только-только на ходуночки посадили. Передача вышла в январе 1996 года, а в марте Оля уже была в нашей семье.
Бывало так, что у нас в доме одновременно жили 13, 17, и даже 19 детей. Но это никогда не было проблемой: старшие опекали малышей, учили их. У каждого были свои обязанности — кто-то шил, кто-то готовил, кто-то гладил или стирал. Мы же с Лешей всегда старались держать семью вместе. Я бы сказала, что это наша такая миссия на Земле. Нам просто было суждено встретиться.
Мы вместе с 80-го года, как познакомились, так и не расставались. В мае исполнилось 45 лет со дня нашей первой встречи, и вот уже как 42 года мы в законном браке. 19 сентября отмечали юбилей — 35 лет со дня основания Семейного детского дома, нашей большой и дружной семьи.
Секретов здесь никаких нет, все просто как дважды два. Главное, чтобы были любовь и взаимопонимание между родителями. Это действительно очень важно. Потому что дети — они ведь все чувствуют, все прекрасно понимают. Я не педагог и не психолог. Я — самая обычная мама. Но одно знаю точно — дети воспитываются примером и никак иначе. Если вы позволяете себе грубые высказывания и опускаетесь до рукоприкладства, не ждите хорошего отношения в ответ.
Первые трудности
Первые трудности нас настигли в 2003 году, когда мы потеряли статус Семейного детского дома (из-за того, что по новым правилам для такого статуса нужно было иметь отдельное здание, а семья Бутяевых жила в обычной квартире — прим. редакции) и стали обычной приемной семьей. На тот момент нам казалось, что мы потеряли все: льготы, стаж, зарплату. При том что обязанности у нас остались те же: я как стирала, так и стираю, как готовила, так и продолжаю это делать. Ни больше, ни меньше.
Дети тоже другие пошли, там уже родители биологические слишком молодые, привычки вредные, учеба идет тяжелее. Да и гаджеты ребятишек, конечно попортили знатно. Детки девяностых и нулевых как-то поспокойнее были, дружнее и мягче что ли. Но мы свое дело знаем, как раньше у нас была «лесенка» (система оценки знаний учащихся) в школе, так и сейчас. Про дополнительные занятия тоже не забываем.
С этим нам, кстати, очень сильно помог благотворительный фонд «Счастливые дети». Наши дети там активно участвуют в разных мероприятиях и конкурсах. Ходят в театральную студию, рисуют. Как-то даже с одним спектаклем ездили по детским домам, выступали перед другими ребятишками. Получили массу впечатлений и положительных эмоций, еще и подарки в придачу.
Вообще мы стараемся поддерживать наших детей во всех начинаниях. Мальчишки у нас вон какое-то время футболом занимались, а Алёнка так увлеклась актерством, что записалась в театральную студию при школе. Они с коллективом уже и на гастролях побывать успели. В Волгограде были показы, в Свердловске, Санкт-Петербурге. Скоро в Москву на конкурс поедут. Здорово же!
Финансово, конечно, бывает нелегко. Муж у меня всю жизнь работал на двух работах, без дела никогда не сидел. Он и сейчас, если надо, найдет, где деньги взять. Да, возраст, здоровье уже не то, но семью кормить как-то надо.
Помощь и поддержка
Хорошо, что государство у нас помогает многодетным семьям. В этом году вон даже новый нацпроект запустили, он, кстати, так и называется — «Семья». Не все, конечно в этом вопросе гладко... но некоторые меры поддержки действительно работают. Мы, например, с большим удовольствием пользуемся скидкой на оплату жилищно-коммунальных услуг — она составляет 50 %. Это очень выгодно, потому что квартплата у нас выходит большая. Все-таки с нами живут восемь школьников, вода, свет и тепло нужны каждому.
Еще в этом году мы получили пособие для подготовки детей к школе. Причем не те жалкие 2 тысячи рублей на ребенка, как это было раньше, а тысяч 12-13 на каждого. Вот на эти деньги действительно неплохо закупиться, тетрадки там взять, карандаши, ручки, что-то из одежды.
Сами же мы стараемся аккуратно обращаться с деньгами, не тратить их на всякую ерунду. Во-первых, у нас никто не пьет и не курит, таких статей расходов в бюджете просто нет. Хотя я прекрасно знаю семьи, где на это уходит львиная доля от заработка. Кроме того, у нас есть свой дом в деревне и огород практически в 100 соток — тоже хорошее подспорье. Мы там все что можно садим, начиная с зелени, морковки, свеклы и помидоров, заканчивая дыней и арбузом.
Советы от Бутяевых
Вот многие сегодня рассуждают так: «Зачем мне приемные дети? Я и своих-то заводить не хочу. Поживу для себя». Они не готовы брать на себя ответственность, не понимают, как это. Таким людям, наверное, действительно не стоит в это лезть. Потому что семья — это не игрушки. Ты не сможешь взять ребенка к себе, а потом взять и сдать обратно в детский дом. Так дела не делаются.
Но есть и те, кто действительно хочет детей и много, но боится не вытянуть. Потому что: «А вдруг я не готов? Вдруг не справлюсь? Что будет, если деньги закончатся? А вдруг ЧП?». В таком случае первое, что стоит сделать — это успокоиться. Вы обязательно со всем справитесь, почему нет-то? Да, будет непросто, придется многим жертвовать. Я вот, например, в отпуске уже лет 35 не была, ну и что? Хуже жить от этого стала что ли? Я это время провела с семьей, со своими детьми, а это дорогого стоит.
Да, нет у меня каких-то брендовых вещей, дорогих украшений и за границу я не летала. Потому что я лучше возьму и куплю несколько пар ботинок детям, чтобы им осенью было в чем ходить, и ножки у них не мерзли, чем одни итальянские сапоги себе. И так всегда, это вопрос выбора. Не знаю как вы, а я свой давно сделала. Ну подарят мне дети золото, значит будет у меня золото. А нет, так и не надо. Есть вещи гораздо важнее.
Но если вы все еще не уверены в своих силах, то садитесь и чертите табличку. Мы так с мужем, кстати, и делали — вот тебе плюсики, вот минусики. А потом считайте, что бы вы хотели, а чего нет. Возможно, так будет проще понять, справитесь вы с такой ответственностью, как дети, или нет. О себе много нового узнаете, да и лишние страхи с тревогами уйдут.
Беседовала Алена Шишкина специально для Newslab
фотографии предоставлены героиней материала
