>
>
Дивимся на живых роботов, поражаемся популярности праведных безумцев, жаждем проредить ряды и слушаем лучшее за четверть века

Дивимся на живых роботов, поражаемся популярности праведных безумцев, жаждем проредить ряды и слушаем лучшее за четверть века

02.06.2005
3

Kraftwerk
«Minimum - Maximum»
2005, Astralwerks

Тридцать с лишним лет назад Kraftwerk создали то, что сами нарекли «робот-попом» – гипнотическую, минималистскую электронную музыку, превратившуюся в результате в этакий звуковой конструктор для представителей огромного количества музыкальных жанров, от поп-музыки до хип-хопа и техно. Говоря иначе, без Kraftwerk современная музыка, возможно, звучала бы совершенно иначе. На двойнике “Minimum-Maximum” представлены концертные записи, сделанные во время прошлогоднего мирового турне воссоединившейся группы. Здесь есть всё – от новых вещей с относительно свежего “Tour De France Soundtracks” до классических хитов “Autobahn”, “Trans Europe Express”, “Radioactivity”, “The Model”, “Robots”, “Music Non Stop”. Качество записи просто безукоризненное – композиции, записанные на разных материках, идеально сливаются в единое целое. Запись, попросту необходимая всем поклонникам электронной музыки – чтобы помнить, откуда у всей электроники ноги растут.

 

System of a Down
«Mezmerize»
2005, Sony

Вот вы как хотите, а я всё же считаю, что столь массовая популярность группы System of a Down – штука настолько странная, что почти что противоестественная. Слишком уж они причудливы, шизофреничны, и беспощадно-язвительны для того, чтобы торчать на верхних строчках хит-парадов. Когда два немолодых бородатых армянина выкрикивают намеренно идиотским фальцетом фразу «Гонорея горгонзола!» поверх лихорадочного трэша, озаглавленного «От этого кокаина у меня такое чувство, что в этой песне пою я», – это, конечно, великолепно, но всё-таки мало похоже на готовый поп-хит, не так ли? То же самое можно сказать и о куплетах “Radio/Video”, в которых System of a Down прикидываются подгулявшим бэндом на армянской свадьбе, которые наконец скинули пиджаки и принялись наяривать какую-то обезумевшую польку. Можно, конечно, предположить, что большая часть слушателей терпеливо пережидает всё это музыкальное сумасшествие ради мелодичных и возвышенных припевов, коими творчество SoaD весьма богато. Отлично, вот вам показательный пример – “Violent Pornography”, в припеве которой Серж Танкян и Дарон Малакян возвышенными, почти что триумфальными голосами выпевают «Это жестокая порнография, захлебывающиеся телки и содомия, всё то дерьмо, что обычно показывают по ящику!» (в оригинале получается в рифму, не волнуйтесь). Однако поди ж ты – их третий по счету, не считая коллекции не вошедшего в другие альбомы материала “Steal This Album!”, студийный альбом “Mezmerize” бесспорно является одним из самых ожидаемых проектов этого года. На новом альбоме, представляющем из себя всего лишь половину запланированной дилогии (вторая часть, “Hypnotize”, появится через полгода), System в отличной форме. Их звук стал более поджарым и сфокусированным; группа избавилась от «нью-металлического» гитарного «мяса» в пользу смертоносно-точного звучания металл-хардкора а-ля Black Flag и ранние Corrosion of Conformity. На “Mezmerize” SoaD стали еще более яростными, нежели прежде – мало что на “Toxicity” могло бы угнаться за смертельным ураганом “Cigaro” или “Revenga”. Практически каждая песня – как остро отточенный топор прямиком между глаз. Похоже, продолжения этого альбома будут ждать с еще большим нетерпением.

 

Stereo Total
«Do the Bambi»
2005, Disko B

Игрушечный декаданс по-европейски. Представьте себе орды пластмассовых лошадок и зайчиков, царапающих когтями стекло витрины, изнемогая от игрушечной похоти, и атмосфера альбома “Do the Bambi” уже практически прочувствованна вами во всей своей нелепой полноте. Дуэт соратников-любовников немца Брецеля Геринга и француженки с чудесным именем Франсуаза Кактус занимается таким вот мультипликационным поп-кичем уже много лет, и, как следствие, равных им в этом направлении практически нет. Не сказать, однако, что “Do the Bambi” сказочно хорош от начала до конца – все-таки некоторые вещи лучше принимать ограниченными дозами, и творчество Stereo Total не исключение. Каждая песенка на этом альбоме довольно симпатична сама по себе, но вот слушать их девятнадцать штук подряд – испытание не для слабонервных. Суровая редактура пошла бы “Do the Bambi” на пользу – тут наберется с десяток весьма заводных песенок, вроде обиженного электронно-гаражного панка “Hungry!” или попискивающего синти-блюза “Helft Mir”.

 

Александр Барыкин
«Любовь»
2005, Veter Entertainment

В буклете этого альбома Александр Барыкин сообщает нам, что альбом «Любовь», на его взгляд, является лучшим из всех, что он сделал за 25 лет. Ему, конечно, виднее, однако что-то мне подсказывает, что вряд ли хоть одна песня с этого альбома останется навеки отпечатанной в памяти целого поколения, как случилось с некоторыми его вещами из 80-х, вроде «Букета» или «Аэропорта». Барыкин также упоминает «хороший модный звук» на этом альбоме, однако это заявление тоже стоит воспринимать со здоровой долей иронии – может, Барыкину и удалось на этом альбоме достичь того уровня звучания, к которому он всегда стремился, однако это ни в коем разе не делает его легковесный поп-реггей модным или современным. Он звучит скорее как привет из прошлого, направленный в первую очередь на тех, кто не прочь предаться ностальгии по безвозвратно ушедшим 80-м годам. В плане текстов Барыкин также пытается несколько раз вклиниться в современную тематику, однако получается скорее неловко, нежели злободневно. В особенности это касается песен «Белые туманы», в которой Барыкин повествует о девушке, выходящей из зоны, и “Super Woman”, в припеве которой Барыкин так описывает свою героиню – «Взгляд твой экстремальный, вид твой неформальный, фэшн весь продуман, вся ты супервумэн», после чего ехидно вопрошает «Ну, а где твоя душа?» Сама сюжетная коллизия этой самой “Super Woman” тоже вызывает лишь ехидную усмешку – музыкант ее любил, блюзы ей, понимаешь ли, посвящал, а она вся такая см. выше какая, мучила его, а потом он вдруг ка-а-ак стал богатым и знаменитым! Детство какое-то, право слово. Еще большее недоумение вызывает песня «Вернись домой», посвященная не чему-нибудь, а уходу Светланы Владимирской в секту Виссариона. Песня с припевом «Светла-а-а-ана, Светла-а-а-ана, вернись домой!» в то время, как Светлана уже давно туда вернулась и успела записать с тех пор пару альбомов, звучит как минимум странно. Впрочем, Барыкин хоть и выпал из хода времени, но в откровенный маразм впадать пока не собирается – большая часть песен звучит вполне прилично, и запиши он их в зените своей карьеры, они наверняка стали бы всенародными хитами.

 

Fantomas
«Suspended Animation»
2005, Ipecac

Очередной привет с темной стороны от сумасшедшего профессора Майка Паттона и его соучастников по группе Fantomas, пожалуй, самому безбашенному из всех безбашенных проектов Майка. На своем четвертом альбоме группа предлагает нашему вниманию «30 миниатюрных праздников за 43 минуты» – именно такая надпись красуется на задней стороне обложки. Полагаю, на свете есть масса людей, в чье понятие праздника совершенно не входит спазматический трэш-металл, нашинкованный мелкими кусочками от полуминуты до трех длиной и приправленный щедрыми дозами сэмплов из мультфильмов, однако как бы странно это не звучало, но у Fantomas получился действительно радостный альбом. Радость эта, конечно, получилась чертовски шизофреническая, однако если вспомнить музыку для классических мультфильмов вроде “Looney Tunes” или “Тома и Джерри”, то все становится на свои места – на “Suspended Animation” Fantomas пробуют достичь того же эффекта, что и лучшая музыка для мультфильмов, которая не только «реагирует» на происходящее на экране действие, но и способна сама по себе заставить слушателя представить, что может под нее происходить. Получается сногсшибательно во всех смыслах этого слова. Вряд ли кто-то, прежде не знакомый с творчеством господина Паттона, сумеет проникнуться им, услышав “Suspended Animation”, однако тем, кто уже вкусил его залихватского безумия, альбом покажется самым настоящим праздником. Или 30 маленькими.

Иванов-Ножиков

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать