В конце прошлого сезона молодой питерский режиссер Александр Савчук подготовил в Красноярском театре им. Пушкина спектакль «Чрезвычайное происшествие», объединив в нем две современные одноактовки на военную тематику. Но пока публике была представлена только первая из них – «Мотылек» Петра Гладилина. При участии еще одного режиссера, народного артиста России Валерия Дьяконова, спектакль выпущен на сцене современной пьесы.
О причинах такого решения чуть позже. Пока же – о самом спектакле. Помню первое ощущение от генерального прогона: в противоборстве с Молохом личность обречена. Главный герой, новобранец Лебедушкин, отчаявшись справиться с бездушной военной машиной, превращается… в девушку. Последнее средство – как еще избежать ненавистной службы в армии, если все врачи с маниакальным упорством признают тебя к ней годным! Но жизнь расставляет свои точки. Кроваво-красные портьеры посреди зала, затянутого черным, и пронзительная, щемящая музыка Ирины Беловой – все это еще больше усиливало предощущение трагического финала.
В обновленной редакции трагедийность заметно смягчена. Да что там – драма в ней оборачивается трагифарсом. Лебедушкин уже не мученик-одиночка, а какой-то клоун. Несуразное существо (то ли он, то ли она), недотепа, витающий где-то в облаках. Даже столкновение с грубой действительностью не в состоянии его изменить – он, как бабочка к огню, летит навстречу своим мечтам. Нелепо жил, нелепо умер. Зрители не сожалеют о нем всерьез, лишь недоуменно пожимают плечами: что с такого взять – мотылек… Во время действия в зале то и дело раздается смех.
Такое ощущение, что Лебедушкин не живет – он играет в жизнь. Чего не скажешь о тех, кто его окружает, – для них-то как раз все по-настоящему, взаправду. Вокруг солдата разгораются нешуточные страсти. И все как в жизни – побеждает подлость и грубая сила. Романтикам не место в современной армии. Но именно подобный финал заставляет задуматься об этом по выходе из зала.
Доброе начало здесь – в образе полковника, старого отца-командира (Валерий Дьяконов). Его антагониста, капитана Багаева, сыграл молодой артист Александр Головчанский. И неожиданно удивил: откуда во вчерашнем выпускнике театрального вуза такие хищные повадки взрослого самца? На сцене – не юнец, а настоящий пес войны, циничный и беспощадный. Кто видел Головчанского в «Талантах и поклонниках», может сравнить, как несхож он в этих двух работах.
А для Эмилии Шевчук, бывшей актрисы ТЮЗа, роль Лебедушкина стала первой на «пушкинской» сцене. И, нужно отдать ей должное, справилась она с ней успешно. Несмотря даже на излишнюю, не изжитую пока еще тюзовскую экспрессивность и некоторое эмоциональное однообразие. А может, и благодаря им – ее Лебедушкин абсолютно не от мира сего. Что ж, тем хуже для него…
Не берусь судить, лучше или хуже стал спектакль – он просто другой. Иные акценты, посыл, разная атмосфера. И в каждой версии есть свои манки. Но жаль, что театр так и не рискнул показать широкой публике полноценную постановку Александра Савчука. Восприняли бы ее зрители или отторгли – не суть важно, со временем можно было бы что-то изменить. Постановка другого молодого режиссера, Олега Юмова, тоже далеко не бесспорна, но ведь на премьере «Дома Бернарды Альбы» актеры показали именно его режиссерский замысел. Или не все имеют право на ошибку?..
Кстати, нечто подобное когда-то испытал и ныне известный режиссер Алексей Крикливый – прежний директор театра Игорь Бейлин долго не решался объявить о премьере его постановки «ОдноврЕмЕнно». Первый спектакль сыграли для своих. Сегодня в это трудно поверить.
Елена Коновалова