Главная
>
Статьи
>
Песегову изменил вкус

Песегову изменил вкус

28.04.2006
3

Краевой фестиваль «Театральная столица» открылся в минувший понедельник спектаклем Минусинского драмтеатра «Аделаида» в постановке Алексея Песегова. От работ минусинцев (и Песегова, в частности) по привычке ждешь чего-то стильного, очень качественного. Но в этот раз ожидания неожиданно провалились…


«Аделаида»

Московского драматурга Евгения Унгарда некоторые рецензенты называют модным и элитарным. Но, судя по «Аделаиде», подобные характеристики явно притянуты за уши: пьеса – набор пошлейших штампов и банальностей. Всю дорогу пять женщин с неудавшейся личной жизнью обсуждают свою горькую бабскую долю. При этом то и дело срываются на склоки, обзывая друг друга дурами, а главная героиня Аделаида (Галина Кольцова), чуть что не по ней, не глядя, посылает всех в задницу. Даже странно, что в отличие от многих современных авторов Унгард не напичкал свое творение чем-нибудь позабористее. Но и без матов язык пьесы настолько вульгарен, что с первых же сцен пропадает желание вслушиваться в происходящее. Сплошная бытовуха, такое ощущение, что вся жизнь героев свелась к проблемам сексуальной неудовлетворенности. Алексей Песегов – человек, безусловно, талантливый, и попытался по мере возможностей вытянуть этот материал, вывести на сцену характеры. Но большой вопрос – зачем вообще было браться за постановку подобной пьесы?! Зачем везти такое на фестиваль – отдельная тема, и к ней мы вернемся чуть позже.


«Аделаида»

Пока же – по самому спектаклю. Выбор пьесы режиссер объясняет предельно просто: театр вынужден ставить так называемые кассовые спектакли на массового зрителя. А поскольку в Минусинске дефицит режиссеров и скромные возможности театра не позволяют пригласить постановщика извне, приходится браться самому. И, увы, не только за высокую драматургию…

Насчет «Аделаиды» Песегов не обольщается – да, не шедевр. Но, по мнению режиссера, вопреки всем минусам, в пьесе есть некая жизненная правда – можно сколько угодно эстетствовать и морщиться, но проблемы, обозначенные в ней, созвучны настроению многих. И, судя по показам дома и в близлежащем Абакане, спектакль трогает людей.


«Аделаида»

Об оценках зрителей спорить не буду – иногда наша публика восторгается такими творениями, что волосы дыбом (вспомнить хотя бы недавний показ антрепризной «Трактирщицы»). И, возможно, из «Аделаиды» в самом деле можно было бы слепить вполне добротный спектакль, облагородив убогий материал серьезным к нему отношением. Но такое ощущение, что ни режиссер, ни актеры особенно не старались это сделать. Небрежность особенно заметна в музыкальном оформлении – бесконечный повтор двух эстрадных шлягеров откровенно бьет по мозгам. И если что по-настоящему здесь и заслуживает доброй оценки, так лишь сценография Светланы Ламановой – вот уж кому никогда не изменяет вкус. Как всегда, лаконично и точно: перекошенный дом – символ всей нашей скособоченной жизни… И не надо больше никаких слов, изначально ясно, о чем пойдет речь.

Спектакль «Аделаида» выявил еще одну серьезную проблему минусинского театра. При всем моем уважении к Николаю Кокконену, здесь он (незадачливый муж Аделаиды Кочкин) явно не на своем месте – для такой роли актер уже просто немолод… Похоже, в труппе нет мужчин-героев среднего возраста. Но, в таком случае, опять же, зачем ставить спектакль, в котором некому играть?!


«Аделаида»

И здесь мы возвращаемся к самому фестивалю. Не хотелось бы забегать вперед, его итоги мы подведем через неделю. Но даже при первом взгляде на афишу возникает ощущение хаотичности программы. Часть спектаклей вообще смотрится в ней весьма странно – такое на фестивали не вывозится! В качестве примера вместе с «Аделаидой» можно также назвать водевиль ачинского театра «Любить не прикажешь» по В. Крестовскому. Что, нечего больше показать? Да, похоже, нечего… Песегов не скрывал: «Раз мы поставлены в условия необходимости зарабатывания денег, будем ставить и привозить такие вот спектакли». Хотя Алексей Алексеевич несколько утрирует: к концу сезона он готовит премьеру именно фестивальной работы, не исключено даже, что заявит ее на «Золотую маску». Но подготовить что-то достойное к «Театральной столице» он просто физически не успел. И это – не единственный такой случай…

Несколько лет назад на «Театральной весне» всегда ощущалось фестивальное волнение – театры могли всерьез конкурировать друг с другом, они действительно старались показать самые сливки. В этом году никакой конкуренции нет и в помине – про минусинцев уже все сказано, еще один фаворит, Норильский заполярный театр драмы им. Маяковского, просто не приехал. Вопросы отпадают – в драме однозначно лидирует спектакль театра им. Пушкина «Таланты и поклонники» в постановке Олега Рыбкина. Так стоило ли вообще городить огород?..

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать