Издатель: 2K Games
Жанр: Глобальная RPG
За некоторыми исключениями, количество которых пренебрежимо мало, игроков "The Elder Scrolls III: Morrowind" (третьего выпуска серии "The Elder Scrolls", и предшественника "Oblivion") можно разделить на две относительно равные части. Первая группа остановилась на пути между Seyda Neen и Balmora, сраженная многообразием возможностей (невнятностью начальных боев, угловатой графикой, жуткими тормозами, ...), объявила игру "недо-RPG" и предала её анафеме. Игроков другой половины, как правило, через месяц-два удавалось отскрести от компьютера - исхудавших и побелевших, но зато свободно говорящих на даэдрическом языке и могущих вслепую найти дорогу через весь Морровинд.
В долгожданном "Oblivion" подобный стартовый сепаратор отсутствует - игрока теперь нежно ведут сквозь туториал, попутно рассказывая ему, из-за чего на этот раз потребовался такой умелый воин (умелый маг, умелый вор) как он. Начало "Oblivion" - простое, приветливое и беззаботное - точь-в-точь как цветущие рощи игры. Этому служит и появившийся компас с автонаведением - сомнительной ценности подарок разработчиков: не будет теперь ни упорных обыскиваний груд валунов в поисках искомой пещеры, ни исследований сторонних FAQ и штудирования форумов - всё это теперь заменяет банальный флажок на карте. Торговая сеть в игре отныне не приемлет ворованных вещей ни под каким предлогом, поэтому по большей части приходится фарцевать только товаром, выпавшим из тушек врагов.

Система автоподбора уровней враждебного населения в соответствии с опытом игрока, так облегчающая поначалу жизнь малоопытным приключенцам, почти сразу стала одним из самых непопулярных нововведений - теперь приходится последовательно и упорно развивать в себе выбранные таланты, чтобы во время ключевых сражений не падать на сыру землю от одного взгляда (не последний укол со стороны "Morrowind", где возможность дойти до самого Дагот Юра, слегка поднаторев во владении копьем, соседствовала с выбором пути алхимика, могущего посвятить себя поиску философского камня).

Пугающая тенденция уменьшения площади исследуемых областей серии The Elder Scrolls проявилась и в "Обливионе" - начиная со старинного "Daggerfall" игроку выделяют всё меньший и меньший вольер. И пускай провинция Cyrodil, где разворачиваются события "Обливиона", географически больше острова Morrowind, разработчикам пришлось ужать всю область, чтобы не превращать игру в долгострой из-за сложности генерации таких великолепных пространств. Сюжет, не хватавший звезд с неба и в предыдущей серии, здесь совсем сник - врата Обливиона открыты, и всё тут.

Но источники преданной любви поклонников кроются не в этой мишуре. Миры, созданные командой Bethesda Softworks, за счет своей "незавершенности" позволяют игроку самому придумывать детали такими, какими он хочет их видеть. Дизайнеры и художники лишь набрасывают аккуратными штрихами будущие формы. "Daggerfall" и "Morrowind" наиболее ярко это демонстрировали. Где еще можно зайти в книжный магазин и засесть за литературные труды летописцев Империи? Или забыть про основной сюжет и стать лучшим магом в мире, а затем плюнуть на всё и уйти исследовать острова? Или задаться целью собрать в своем (своем!) уютном доме коллекцию шлемов со всей империи? Или выучиться акробатике и проскакать по верхушкам городских ратуш?…

"Oblivion" же аккуратно и вежливо, но неуклонно следует за игроком. Непонятная живучесть продавцов, "автоуровень" монстров и компас - это лишь часть деталей тех мягких, но прочных наручников, выдаваемых игрой при старте. Но обвинять "Обливион" в популизме и растлении игроков слишком рано - к примеру, мало-мальски удобный журнал в "Morrowind" пришел только с аддоном "Трибунал", а большинство багов было впоследствии исправлено патчами. Поэтому и от "Обливиона" не стоит ждать всего и сразу. Тем более, что армии ремесленников с помощью Construction Set'а уже вовсю трудятся над аддонами, убирающими всю искусственную казуальность и возвращающими игре настоящий, человеческий облик.
Системные требования:
Минимальные: Pentium III/Athlon 2 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель с 128 Мб памяти, 4,6 Гб на винчестере
Рекомендуемые: Pentium III/Athlon 3,2 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель со 256 Мб памяти, 4,6 Гб на винчестере
Тестовые: Athlon XP 2 ГГц, 512 Мб памяти, ATI Radeon 9600
Александр Перлексов